Анализ системы функциональный при решении научных задач по В.А. Лекаху

«Это правило аналогично правилу АСС. Разница состоит в том, что в данном случае анализ проводят по отношению не к структурному элементу, а функциональному. Соответственно обращают внимание не на особенности структуры данного элемента, а на то как он работает, в чем состоят особенности процессов, которые он обеспечивает.

Пример 4.4. У кальмаров и некоторых других головоногих моллюсков имеются гигантские аксоны. Их диаметр в сотни раз превышает таковой у обычных аксонов. Неслучайно именно на гигантских аксонах были проведены исследования, послужившие основой для разработки современной теории биопотенциалов. Очевидно, в ходе эволюции гигантские аксоны появились не потому что это очень удобный объект для учёных. В чём же истинная причина?

Ответ. В условии задачи упоминается система («кальмар») и один из элементов этой системы («гигантский аксон»). Взаимодействие с какой-либо другой системой в условие задачи не входит. Нас интересует функционирование элемента «гигантский аксон» в системе «кальмар». Значит, будем использовать правило АСФ (Анализ системы функциональный – Прим. И.Л. Викентьева). Теперь решим, на уровне какой системы целесообразно работать. Вспомните пример с большим пальцем руки. Если выяснять его значение на уровне системы «человек» или даже «рука», то найти решение будет весьма затруднительно.

Слишком много в этих системах элементов, не имеющих прямого отношения к большому пальцу. Так и в данном случае многие студенты, которым предлагали эту задачу, пытались начать с системы «кальмар» и соответственно выяснять, где кальмар живет, каковы особенности его строения и т. д. Но эта система слишком велика для элемента «аксон» и на таком уровне можно быстро и безнадежно запутаться. Какую же систему выбрать для последующей работы?  В условии задачи о такой системе ничего не говорится. Тогда придётся задать ряд вопросов, чтобы получить необходимую дополнительную информацию. Такие вопросы нужно научиться ставить перед собой всегда при решении подобных задач. Они позволяют выделить ту минимальную систему, в которой наглядно проявляется функция интересующего нас элемента. Практика показывает, что обычно бывает достаточно задать от двух до четырёх-пяти таких последовательных вопросов. Не более.

Вопрос 1. Что такое аксон, в чём состоит его функция?

Ответ. Аксон - это отросток (обычно длинный), отходящий от тела нервной клетки. Его функция - проводить импульсы к исполнительному органу или к другой нервной клетке.

Вопрос 2. В чём конкретно состоит функция гигантского аксона кальмара? Ответ. Он проводит импульсы от нервного центра к реактивному органу, который имеется у головоногих моллюсков. […]

Теперь продолжим задавать вопросы в соответствии с правилом АСФ, т. е., выясняя как функционируют элементы системы, выбранной нами для рассмотрения.

Вопрос 3. В чём состоит функция реактивного органа кальмара?

Ответ. Этот орган обеспечивает защиту от опасности. Он выбрасывает облако чернильной жидкости, лишая врага видимости, а сам кальмар, как ракета, совершает резкий скачок в противоположном направлении.

Понятно, что реактивный орган должен срабатывать очень быстро, иначе его хозяин будет съеден. Но для того чтобы реактивный орган мог при появлении противника быстро сработать, он должен быстро получить соответствующую команду.

Теперь осталось найти связь между элементами, о чём мы уже много раз говорили. С одной стороны большой диаметр, с другой - необходима большая скорость проведения возбуждения.

Вопрос 4 и последний. Как зависит скорость проведения возбуждения от диаметра нервного волокна?

Ответ. (Он Вам уже ясен). Скорость повышается с увеличением диаметра».

Леках В.А., Ключ к пониманию физиологии, М., «Либроком», 2011 г., с. 59-61.

 

Пять канонов Джона Милля для решения научных задач