Педагогические инварианты по Селестену Френе [продолжение]

Начало »

 

Инвариант 18. Никто - ни ребёнок, ни взрослый - не любит надзора и наказаний, которые всегда воспринимаются как посягательство на их достоинство, особенно когда это происходит публично.

Легко себе представить, какое чувство протеста возникает у человека, который вынужден идти по улице в сопровождении жандарма, даже если он действительно виноват. С этой точки зрения исправление и проверка домашних заданий и зачитывание вслух сочинений всегда вызывают беспокойство и недовольство ребёнка. Иногда говорят, что приказания и жёсткий контроль являются неизбежным злом, но это аргументы всякой реакции, стремящейся защитить традицию и свои привилегии от революционных инициатив. Поэтому, ликвидировав эту вредоносную практику приказов и проверок, педагогика сделала бы решающий, шаг вперёд.

Инвариант  19: Выставление оценок успеваемости и классификации учеников в принципе ошибочны.

Инвариант  20: Нужно как можно меньше говорить.

Мы находимся под таким влиянием старой педагогики, что в любой ситуации продолжаем говорить, объяснять, показывать, даже когда это нерезультативно. Поберегите свой голос, который вы напрягаете до предела, пытаясь перекрыть любой шум. Не нужно вдаваться в объяснения по любому поводу – это пустая трата сил. Чем меньше вы говорите, тем больше делаете. Тот, кто занят осмысленной работой, не разговаривает. Но эта перемена в вашем поведении и в вашей работе должна произойти после того, как вы усвоите наш  Инвариант 12. Личность формируется не с помощью объяснений и демонстраций, а в процессе собственной деятельности и экспериментального нащупывания. При этом вы должны, безусловно, хорошо владеть необходимым материалом и методами, которые поднимут вашу педагогику на новую качественную ступень.

Инвариант  21: Ребёнок не любит работу «в стаде», где каждый индивид должен подчиняться «пастуху». Он любит индивидуальную работу или работу в коллективе, где царит дух сотрудничества.

 Инвариант  23: Наказание всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желанной цели. Это самое крайнее средство.

Инвариант  24: Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, то есть учениками наряду с учителями предоставляется право на управление жизнью и деятельностью школы.

Инвариант 28. В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы.

Инвариант 29. Педагогическая реакция, являющаяся составной частью социальной и политической реакции, оказывает противодействие прогрессивным преобразованиям.

Это ещё один инвариант, с которым нам, к сожалению, нужно считаться, поскольку мы не всегда в состоянии преодолеть его. Такова природа человека, которая цепляется за существующий порядок вещей и борется, используя даже недостойные приемы, против того нового и передового, что нарушает привычный покой. Попробуйте войти ночью в купе поезда, где пассажиры уже расположились со всеми удобствами, заняв даже чужие места. Вы встретите единодушный отпор, всеобщие протесты, оскорбления и даже рукоприкладство. Вы окажетесь в таком же положении, если, приняв наши инварианты за истину, вы захотели бы преобразовать в соответствии с ними всю работу и организацию своего класса. Тем не менее ваш пример, особенно если он увенчается успехом, вынудит других педагогов и родителей постепенно пересмотреть свои взгляды и действия. Это медленный и трудный путь, на котором вас поджидают сопротивление, обвинения и даже оскорбления, но преодоление этого будет вашей несомненной заслугой. Как много наших единомышленников подвергались критике, поношениям и клевете, как часто застойные и консервативные силы объединялись против них! Но пусть вас это не удивляет. Помните, что трудности и страдания всегда лежат на пути того, кто идет впереди, кто стремится стать настоящим воспитателем, формирующим подрастающее поколение.

Инвариант  30: Последний  инвариант, который подтверждает необходимость наших поисков и оправдывает нашу деятельность, – это оптимистическая вера в жизнь.

Чем моложе и активнее человек, тем больше он ощущает потребность отважно рваться вперёд. И когда грубая власть считает, что она задушила его смелый порыв, он ищет тайные, обходные пути, чтобы преодолеть препятствия и не отклониться от избранного курса. Именно жизненный оптимизм станет для вас при опробовании этих  инвариантов  нитью Ариадны, которая приведёт к нашей общей цели: формированию людей будущего».

Френе Селестен, Сборник / Сост. Б. Л. Вульфсон, М., «Издательский Дом Ш. Амонашвили»; «Изд-во МПГУ»,  2002 г., 196-218.