Педагогические инварианты по Селестену Френе

Селестен Френе опубликовал работу: Педагогические инварианты / Les invariants pédagogiques. Цитируем  часть из них, имеющих отношение к развитию интеллекта / творчества:

Инвариант 1: Природа Ребёнка такая же, как и природа взрослого.

Инвариант 2: Высокий рост человека вовсе не свидетельствует о его превосходстве над окружающими.

Инвариант 4: Никто – и Ребёнок, как и взрослый, – не любит, чтобы ему приказывали.

Инвариант 10.3: Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.

Мы особо настаиваем на этом  инварианте, вся система традиционной школы основана на неудаче.

Первые ученики хорошо учатся не только из-за своих способностей, но ещё и потому, что они получают хорошие отметки и успешно выдерживают экзамены. Остальных школа подавляет, обрушивая на них лавину неудач и провалов – тут и плохие отметки, и красный карандаш, перечеркнувший сделанное задание, и записи типа «Переделать» или «Отвратительно ведешь тетрадь»… Такого рода замечания редко помогают добиться успеха. Обескураженный своими неудачами, Ребёнок ищет другие пути – обычно предосудительные, – чтобы хоть в чем-нибудь преуспеть.

Нужно всегда способствовать успехам детей. От этого непосредственно зависит эффективность обучения.

Родители и учителя, конечно, скажут, что нельзя все же ставить хорошую отметку за неудовлетворительную работу или хвалить ученика за плохое ведение тетрадей. Но ведь мы и не призываем к этому. Наша педагогика позволяет детям добиться успеха другими способами – их работы, сделанные с любовью, получают всеобщее одобрение, они создают керамические изделия и картины, порой представляющие собой настоящие произведения искусства, готовят доклады, принимаемые аудиторией на ура.

Нужно изменить саму модель школы и роль учителя, основной заботой которого должна стать не придирчивая проверка ученических работ, а всесторонняя помощь детям.

Инвариант 10.6: Естественным занятием для Ребёнка является не игра, а труд.

Настаивая на этом  инварианте, утверждая примат труда, мы вступаем в спор с психологическими теориями и современной педагогикой.

Заблуждение начинается ещё в детском саду, который заражает этим и семью. Достаточно взглянуть на каталоги крупных издательств, чтобы убедиться: там нет ни одного орудия труда, но зато есть множество всевозможных игр. В семье также стало обычным не привлекать детей к работе. Ребёнок живет в праздности, как король, которому полагается только играть. На последующих ступенях обучения возможности для игры значительно уменьшаются. В начальной и средней школе вся работа сводится к упражнениям и заданиям учителя. В лучшем случае эти задания могут вызвать лишь поверхностный интерес, но они ни в коей мере не соответствуют нашим представлениям о естественном и мотивированном труде, о всех достоинствах которого сказано ещё очень мало.

Наша система – настоящая педагогика труда. её заслугой является создание, апробирование и распространение орудий и методов труда, применение которых в корне изменяет учебную жизнь в наших классах.

Инвариант 12: Личность формируется не с помощью объяснений и демонстраций, а в процессе собственной деятельности и экспериментального нащупывания.

Инвариант 14. Вопреки положениям схоластики интеллект представляет собой мыслительную способность, не обособленную и функционирующую как бы в замкнутом круге, а тесно взаимодействующую с другими свойствами человека.

Обычно говорят: этот ребёнок умён, а этот нет. Но интеллект не существует сам по себе, это как бы проявление всех наивысших потенций индивида. Следовательно, не может быть и специфических методов формирования интеллекта. Он, как и здоровье, является синтезом тесно связанных компонентов, на которые нужно положительно воздействовать. Мы убеждены, что мыслительная способность формируется и проявляется в деятельности. Чем успешнее человек использует приобретенный им опыт в своем поведении, тем скорее идет его развитие. Используя как на уроках, так и вне школы метод экспериментального нащупывания, добиваясь его большей эффективности, можно в конечном счете развить мыслительные способности.

Инвариант 15. Традиционная школа развивает способность только к абстрактному мышлению, далёкому от запросов реальной жизни.

Люди, у которых гипертрофирована эта форма интеллекта, могут с блеском рассуждать на любую заумную тему, но в том, что касается жизни и адаптации к среде, они могут оказаться совершенно бестолковыми. Но бывают и другие типы интеллекта, выявляемые в процессе экспериментального нащупывания:

- способность к ручному труду;
- художественные способности;
- способность к трезвому, практическому пониманию проблем (здравый смысл);
- способность к теоретическим построениям - дар учёных;
- интеллект социально-политической направленности, из обладателей которого формируются общественные деятели.

Инвариант 16: Ребёнок не любит слушать объяснения ex cathedra.

Инвариант 17. Ребёнок не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям.

И дети, и взрослые устают не от самой работы, а от её принудительного характера, противоречащего природе человека. Схоластика упорствует в своих заблуждениях, одно из которых - будто бы ребёнок не может работать больше сорока минут без перерыва и поэтому нужно устраивать десятиминутные перемены после каждого урока. Мы же на основании собственного опыта утверждаем, что это неверно - когда ребёнок занят живой, отвечающей его потребностям работой, он нисколько не устает и может просидеть за ней два-три часа и даже более, отвлекаясь от неё только по естественным надобностям.

 

Продолжение »