Официальная / бюрократическая организация творчества
Кинематограф
X
Официальная / бюрократическая организация творчества
Кинематограф
X
«Рождение Главреперткома было узаконено постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 9 февраля 1923 г. «О Комитете по контролю за репертуаром при Главном управлении по делам печати и издательства». Последнее, в свою очередь, с июня 1922 г. существовало на правах главка в системе Наркомпроса республики. Подписал декрет о создании Главреперткома заместитель председателя Совнаркома Л. Каменев. […]
В цифровой сводке N 4 о деятельности ГРК с 25 марта по 1 июля 1923 г. значится, что в течение не многим более трех месяцев комитетом было просмотрено 83 пьесы «в 204 актах», из коих запрещено 10 «в 41 акте», т. е. 12% цензурированного репертуара.
«Коэффициент полезного действия» театрально-драматургической чистки совпадает с результатами параллельной главреперткомовской работы в сфере кино. Здесь тоже запрещается 12% просматриваемого материала. «Нужно признать, что мы, сравнительно, ещё очень слабо бракуем», - заявлял в том же отчёте председатель комитета. - Если бы взяться за серьёзную чистку - пришлось бы разорить киноконторы, ибо 80% материалов, которыми они оперируют, являются идеологически чуждыми и неприемлемыми для рабоче-крестьянских аудиторий».
С годами маховик цензурных репрессий не только не замедлил хода, но раскручивался с большей силой.
Из сводки произведений, разрешённых и запрещённых театрально-музыкальной секцией Главреперткома с августа по ноябрь 1924 г., следует, что из числа просмотренных в количестве 192 «пьес, драм, комедий, водевилей и пр.» было запрещено 28, т. е. почти 15%.
С октября 1928 г. Главрепертком выделен из состава Главлита и передан в Главискусство, призванное, по давней мечте Луначарского, проводить «сколько-нибудь чёткую линию в области нашей художественной политики».
Афанасьев Н., Цензура нового типа, в Сб.: Парадокс о драме. Перечитывая пьесы 1920-1930 годов / Сост. И.Л. Вишневская, М., «Наука», 1993 г., 56-57.