«Это способ, определяющий поведение человека, которое можно охарактеризовать как эффективную деятельность. В соответствии с концепцией Фленегана, критические ситуации описывают поведение, обстановку, в которой реализуется это поведение, и его последствия.
Критические ситуации создаются следующим образом. Людей - как правило, это специалисты в данной области - просят привести примеры эффективного и неэффективного поведения. То есть специалистов опрашивают либо в процессе интервью, либо задавая вопросы, не имеющие завершения, в результате чего им предлагается описать несколько критических ситуаций, в которых эти эксперты или другие люди выбирали правильную линию поведения, чтобы разрешить возникшую проблему. Также они рассказывают об эпизодах, в которых кто-либо повёл себя, с их точки зрения, абсолютно неверно. [...]
Боязис (Boyatzis, 1982) использовал различные приёмы критических ситуаций, называемые интервью об эпизодах поведения (behavioral event interview). На их основе он выделил критические ситуации, ранее оцениваемые индивидами как имеющие высокую, среднюю или низкую степень эффективности. Затем этот учёный оценил критические события, предложенные той или иной группой опрашиваемых, чтобы идентифицировать характерные признаки и навыки, определяющие различие эффективно и неэффективно работающих менеджеров. Критические ситуации, извлеченные в процессе наблюдений, опросов или интервью, были проанализированы, чтобы выявить природу способностей, значимых для успешного решения задачи в заданной области. Критические эпизоды сгруппировали на основе схожести элементов поведения.
Например, эпизод, относящийся к назначению задания подчинённым, и эпизод, связанный с контролем над его выполнением, могут быть отнесены к одной категории ситуаций - управления подчинёнными. Эти категории применяются, чтобы дать заключение о поведении, которое характеризует эффективные и неэффективные действия. Ограничивает сферу рассматриваемых приёмов предположение о том, что люди предлагают события, являющиеся решающими для описания успеха в их собственной служебной деятельности, и о том, что качественный анализ вполне достаточен для определения основных способностей - компетентности. Однако ценность приёма критической ситуации заключается в том, что он помогает идентифицировать стратегии различных людей, применяемые в выполнении разного рода задач и для оценки специфических, ситуативно значимых аспектов поведения.
Эти приёмы оказываются весьма подходящими для создания инструментов оценки служебной деятельности».
Роберт Стернберг и др., Практический интеллект, СПб, «Питер», 2002 г., с. 116-117.