«… укажем на более общую возможность: предмет, выделенный психологией, наверное, неединственный.
Вполне возможно выделение другого, более широкого предмета, включающего также и те воздействия, в результате которых ребёнок изменялся.
Вполне возможно, что внутренние и «естественные» законы заложены отнюдь не в самом ребёнке как таковом, а в системе обучения и воспитания: может быть, в ребёнке как таковом нет и не может быть никаких внутренних имманентных законов.
То, что я сейчас утверждаю, равносильно утверждению, что ребёнок как таковой не может быть объектом научного изучения при решении собственно педагогических вопросов. По сути дела, такое утверждение и сделал Л.С. Выготский, и в этом его величайший вклад в психологию. Именно поэтому мы говорим, что он, а не кто-либо другой, является создателем педагогической психологии. Он первым сказал психологии: у нас неправильно выделен объект изучения, там не может быть естественных законов психического развития, и поэтому их до сих пор никому не удалось найти.
Законы психического развития принадлежат другому объекту - объекту, включающему средства культуры и работу педагогов. Так утверждал Выготский - не номинально, а по сути дела. И в отношении предшествующей психологии он был прав, хотя его тезис является достаточно спорным, и непонятно, действительно ли это так. Но нам важно подчеркнуть сам принцип подхода».
Щедровицкий Г.П., Начала системно-структурного исследования взаимоотношений в малых группах. Курс лекций, Том 3, М., 1999 г., с. 28.