Окружение ТЛ как Внешние обстоятельства
Профессионалы как Внешние обстоятельстваПрофессионалы как Внешние обстоятельства
X
«В нашей профессии есть любопытная закономерность: мужчины завидуют женщинам гораздо сильнее, чем женщины завидуют друг другу. У меня всегда было множество врагов среди актёров и почти не было их среди актрис.
Думаю, что драматическое искусство преимущественно женское искусство. В самом деле, желание украшать себя, прятать истинные чувства, стремление нравиться и привлекать к себе внимание - слабости, которые часто ставят женщинам в укор и к которым неизменно проявляют снисходительность. Те же самые недостатки в мужчине вызывают отвращение.
Тем не менее, актёр должен придать своей внешности как можно более привлекательный вид, прибегая для этого к гриму, накладным бородам и парикам, чему угодно. Будучи республиканцем, он должен горячо и убежденно отстаивать монархистские взгляды; будучи консерватором - анархистские, если такова воля автора.
Бедный Мобан, один из самых заядлых радикалов «Французского театра», из-за своего роста и красивого лица был обречён вечно играть королей, императоров и тиранов. Во время репетиций можно было услышать, как Карл Великий или Цезарь поносили тиранов, проклинали завоевателей и требовали для них самой суровой кары. Я с любопытством наблюдала, как мучительно борются в Мобане человек и лицедей.
Быть может, постоянная отрешённость от собственного «Я» феминизирует в какой-то степени актёрскую натуру.
Однако несомненно, что актёры завидуют актрисам. Их обходительность хорошо воспитанных мужчин улетучивается при виде рампы. Актёр, который в повседневной жизни окажет любую услугу женщине, попавшей в беду, и не подумает помочь ей на сцене.
Он будет рисковать собой, чтобы спасти женщину в случае автомобильной катастрофы, аварии на железной дороге или кораблекрушения, но на подмостках и бровью не поведёт, если актриса забыла текст, а если бы она оступилась, он с удовольствием подтолкнул бы её. Если я и преувеличиваю, то не слишком сильно.
Моими партнёрами были знаменитые актёры, которые играли со мной злые шутки. Но среди них встречались чудесные люди, которые и на сцене оставались прежде всего мужчинами. Пьер Бертон, Вормс и Гитри были и всегда останутся примером дружески-покровительственного отношения к актрисе. Я сыграла с каждым из них множество спектаклей. Будучи ужасной трусихой, я всегда чувствовала себя в безопасности с этими тремя актёрами, которых отличал высокий ум. Они относились к моей боязни сцены с пониманием и готовы были поддержать меня в минуту душевной слабости, проистекавшей от этого страха».
Сара Бернар, Моя двойная жизнь. Мемуары, М., «Радуга», 1991 г., с. 352-353.