Научные парадигмы
Ошибки при построении моделейОшибки при построении научных моделей
X
Научные парадигмы
Ошибки при построении моделейОшибки при построении научных моделей
X
Одна из типовых парадигм и ошибок в построении научных моделей - монизм, то есть попытка свести различные свойства изучаемых систем непременно к единому началу…
«Марксисты, - с особенною ретивостью г. Милюков, - чуть не двадцать лет подряд доказывают, что законы исторического развития одинаковы для всех народов. Там, где прошёл немецкий социал-демократ, особенно из евреев, пройдёт и должен пройти англичанин, француз, русский, тунгуз и «друг степей» калмык. Это на идейном языке называется «монизмом». У всех народов одинаковый ум, одинаковая совесть и одинаковый пролетариат. Вся штука в борьбе неимущих с имущими. Остальное - пустяки, надстройки над экономическим базисом.
Понятно, что всякий, кто только надевает эти тёмные очки монизма, сразу же перестаёт видеть. Для него все кошки становятся серыми. Всюду единство, нигде никакого различия. Одно слово: монизм - и ничего больше. Страхов когда-то дал любопытные заповеди того монизма, который всё подводит к одному знаменателю - и не только в исторической области.
«Между Богом и природою нет разницы. Бог есть природа, олицетворенная человеческой фантазией.
Между духом и материею нет разницы. Дух есть некоторая деятельность материи.
Между организмами и мёртвыми телами нет разницы. Организмы суть создания физических и химических сил.
Между животными и растениями нет разницы. Чувствительность и так называемое произвольное движение суть явления рефлексов, совершающихся механически.
Между человеком и животными нет различия. Душевные движения у человека совершаются точно так же, как у животных.
Между душою и телом нет различия. Душа есть некоторая деятельность тела.
Между мужчиною и женщиною нет различия. Женщина есть как бы безбородый мужчина меньшего роста, чем обыкновенно бывают мужчины.
Между нравственностью и стремлением к счастью нет различия. Нравственно то, что ведёт к человеческому благополучию.
Между прекрасным и полезным нет различия. Прекрасно только то, что ведет к некоторой пользе.
Между наукою и искусством нет различия. Искусство есть только особая форма для популяризации истин науки».
Этот краткий синодик об устранении различия написан давно. Много воды утекло с тех пор. Теперь этот список растянулся на всевозможные виды различия, так что и подсчитать их невозможно. Кадетская дума всегда и во всем действовала без различия пола и возраста, национальности и вероисповедания, и только резко и грубо отличала политическое убийство от смертной казни. Это был единственный вид различия, который видели и понимали кадеты и трудовики. На наших глазах монизм заползал во все щели русской сознательности, и мыслящая Россия давно уже стоит по ту сторону добра и зла, добродетели и порока, подвига и преступления, геройства и пошлости. Все эти различия скомканы в линючем и бессмысленном единстве, где всё говорит не своим голосом, выступает не под своими именами, всё делает шиворот-навыворот, ходит на голове, размахивая в воздухе ногами, на которые возложены все функции головного мозга.
На русской почве монизм стал синонимом бесстыдства, пошлости, противоестественности и помешательства. Было бы неправдоподобно, если бы этот мнимо-научный монизм не проник и в идейную беллетристику. И он проник. И у него, как у хлыстов, есть свои саваофы, свои пророки и пророчицы. В саваофах ходит В.В. Розанов, в пророках два неразлучных Аякса, гг. Мережковский и Минский, в пророчицах супруга г. Мережковского, 3.Н. Гиппиус.
Это сверхчеловеческие тайноделатели в области сверхидейности. Супруги Мережковские взяли на себя чрезвычайную сверхидейную задачу: Дмитрий Сергеевич тщится доказать сверхжизненность мыслящей России и передовых умов, т.е. отрицает всякое различие между живым человеком и покойником, - а Зинаида Николаевна доказывает сверхполость избранных натур, т.е. всякое различие между мужчиною и женщиною».
Соколов Н.М., З.Н. Гиппиус. Не то (Ненужная история), в Сб.: Гиппиус З.Н., Pro et Contra, СПб, «Русская Христианская гуманитарная академия», 2008 г., с. 179-181.