Разделение в процессе эволюции исходной и однородной систем на две или более разнородных…
СМИОтдельные творческие решения в деятельности средств массовой информации
X
Разделение в процессе эволюции исходной и однородной систем на две или более разнородных…
СМИОтдельные творческие решения в деятельности средств массовой информации
X
«Исторически сложились и в практической журналистике сепарировались от второстепенного как наиболее экономные и эффективные всего четыре основных (главных) классических жанра журналистских материалов.
Это информация, репортаж интервью и статья. В последней трети XX века к ним добавился пятый, рождённый телевидением неклассический жанр - игра.
Существуют также служебные жанры (фотография, рисунок, рисунок-карикатура, заголовок, текстовка к фотографии, материал-досье и т. д.) - о них я скажу отдельно. О новом, весьма агрессивном жанре игра я буду говорить специально в отдельной лекции, а пока разберёмся с четырьмя главными классическими жанрами.
Если вернуться к ним, то отмечу, что три первых являются в общем-то информационными и лишь последний (статья) комментарийным, или аналитическим. Правда, элементы комментария часто содержатся в репортаже и интервью, а в статье может присутствовать и новая, даже эксклюзивная информация, но это всё тонкости, скорее мешающие, чем помогающие овладению навыками работы с жанрами. В чистом виде вообще мало что существует в мире, но это не значит, что нужно прежде всего улавливать нюансы, не научившись сначала схватывать суть, в том числе и суть формы журналистских материалов.
Хосе Ортега-и-Гассет в эссе «Мысли о романе» совершенно справедливо писал, что «жанр в искусстве, как вид в зоологии, - это ограниченный репертуар возможностей». Это определение в ещё большей степени относится к журналистским жанрам, почти все из которых, кстати, имеют свои прототипы-аналоги в литературе, о чём ниже.
Я настаиваю на своём делении и определении жанров, при этом подчёркиваю, что речь идёт о жанрах деятельности журналистов, а отнюдь не всех тех, кто вообще печатается в газетах или выступает по телевидению. В газетах нередко печатаются стихи, но от этого поэзия не становится журналистским жанром. Телевидение передаёт сводки погоды, но ни те, кто их составляет, ни те, кто их зачитывает, не становятся от этого журналистами. Наконец, интервью, всегда представляющее на 90% текст не журналиста (у журналистов редко берут интервью, только в специфических условиях), может быть сплошным комментарием, но не как материал журналиста, ибо это комментарий - не его, а того, кто даёт интервью.
Четыре, только четыре классических жанра существуют в журналистике.
Информация - короткое (чаще всего) сообщение о только что случившемся событии; сообщение, являющееся новостью для аудитории данного СМИ. Последняя оговорка сделана в связи с тем, что с появлением радио и телевидения газеты в общем-то редко когда могут дать по-настоящему новую информацию, однако информационный жанр в газетах не умер. Прежде всего потому, что информирование аудитории есть генеральная функция журналистики, функция, над или на которой надстраиваются все остальные.
Репортаж - информационный жанр, с помощью которого журналист рассказывает не только о факте произошедшего, но и даёт некоторые дополнительные подробности события. Репортаж имеет не только фабулу (точная передача хода случившегося), но и сюжет (литературная форма передачи фабулы), временную протяжённость (что было до и что после события). Часто включает в себя элементы первичного комментирования. Очень важно, что
Информация может быть написана (и чаще всего пишется) журналистом, который не присутствовал в момент события там, где оно свершилось. репортаж же может быть написан только в том случае, если журналист лично находился на месте события, хотя бы и в момент, когда его основная фаза уже прошла.
Информация о взрывах (скоротечных событиях) практически всегда пишется журналистом со слов случайных свидетелей и экспертов. А информация о пожаре (растянутом во времени событии) может быть написана журналистом как очевидцем лишь в том случае, если он успел доехать до места события до того, как пожар был ликвидирован (или если он сам поджёг то, что горит). Но в любом случае нельзя написать репортаж о пожаре, не побывав на нем, хотя газеты и даже телевидение иногда печатают и показывают такие псевдорепортажи.
Интервью – информационный жанр, целью и содержанием которого является передача слов и мыслей человека, значимого вообще или значимого в контексте случившегося события (например, пострадавший на пожаре), причём слов и мыслей, появившихся не спонтанно, а благодаря специально поставленным журналистом вопросам.
Статья (в телеварианте - комментарий) - логическая и/или эмоциональная трактовка журналистом причин, хода и последствий тех или иных событий или действий тех или иных людей».
Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., «Ладомир», 2004 г., с. 263-265.