Методы решения в творческом коллективе
Результат творческого коллективаРезультат творческого коллектива
X
Методы решения в творческом коллективе
Результат творческого коллективаРезультат творческого коллектива
X
«Олег Ефремов - человек высокой судьбы. Просто в силу характера он иногда боролся со сталинизмом сталинскими же методами. Одной из главных его ошибок было стремление перераспределять блага, даваемые нам государством, среди актёров труппы (театра «Современник» - Прим. И.Л. Викентьева). Он всегда выделял Евстигнеева и меня. Но поскольку начинали всё-таки несколько человек вместе, то необходимо было поддерживать некий баланс. Эта необходимость всегда существует в театре, но чем она меньше, тем лучше, потому что тогда и вранья получается меньше - ведь все же понимают, кто есть кто. Ефремову же казалось, что другие должны быть отмечены раньше, и на протяжении первых лет он искусственно поддерживал коллективизм, некую усреднённость артистов.
А демократии в театре быть не должно. Потому что естественным результатом этой искусственности бывают уродливые плоды.
Все эти институты свободного волеизъявления каждого, безусловно, были нужны, но только для того чтобы выстроить определенную систему координат, подтверждавшую, что все в коллективе «одной крови», как сказано в «Маугли». Но подобное уместно лишь на первых порах развития студийного театрального организма, в его «ночной», полулегальный период. Дальше, как показывает мой опыт пятидесятилетней театральной практики, постановки спектаклей и, наконец, обыкновенного наблюдения за успехами разных коллективов, происходит некое расслоение, дифференциация. Ведь в профессии не все идут одинаково: кто-то продвигается стремительно; кто-то - медленно; кто-то вообще никогда не сдвинется с места; а кто-то с самого начала может взять высоту, недоступную большинству остальных студийцев.
Важнейшим условием общего роста в театре - во всяком случае, роста способных людей – является ситуация, когда в коллективе прорывается вперёд кто-то один. Я понял это довольно рано, когда почувствовал, что понятие «коллектив единомышленников» уже неприменимо к «Современнику». Что иногда противопоставление индивидуальности коллективу и есть благо, как будирование сомнений, как фактор развития. Мои оценки того, что делалось в театре, довольно часто расходились с оценками моих товарищей. Но тогда я ещё никому об этом не говорил, а когда спрашивали - уклонялся.
Долгое время, выдавая себя за коллективиста, я поддерживал Ефремова. Любя его, честно пытался верить в постулаты, внушаемые нам Олегом Николаевичем. Его влияние оказалось таким сильным, что на первых порах существования нашего подвала я даже попытался создать в своей студии правление, с помощью которого предполагал насаждать коллективные формы управления театром и которое в течение трёх лет сам же и уничтожал. Оно отмерло, потому что театр не может быть управляемым коллективно - точно так же, как весьма маловероятным мне представляется, что вообще что-либо может управляться таким образом. Коллективное управление - значит, безответственное, или же «управляющий» коллектив - лишь статисты, не обладающие властью, а на самом деле управляет кто-то один».
Табаков О.П., Моя настоящая жизнь: автобиографическая проза, М., «Эксмо-пресс», 2000 г., с. 257-258.