Практика применения ТРИЗ показывает, что иногда решающий боится собственных решений:
«Всё началось с противоречия. Довольно неожиданного противоречия, с которым столкнулась в своем развитии теория решения изобретательских задач. Сейчас ТРИЗ занимается в основном решением задач в технике, поэтому на семинарах по ТРИЗ обучают тоже в основном «технарей».
И вот в последнее время на семинарах стало отмечаться странное явление: слушатели боятся сильных решений задач. Казалось бы, абсурд, - как может бояться решения человек, который ищет его?! Однако причина вполне объяснима. Сегодня ТРИЗ позволяет «брать» очень сложные, каверзные задачи, которые когда-то казались неразрешимыми. Они не поддаются обычной логике, для их анализа необходимо уметь мыслить парадоксами. У ТРИЗ есть хорошо разработанный аппарат парадоксальной логики, который позволяет привести анализ к красивому решению.
Но ответы парадоксальных задач тоже парадоксальны! А принять неожиданный ответ не так-то легко. ТРИЗ говорит: «Чтобы решить задачу, надо сделать так». Согласиться же с этим «так» и начать бороться за его внедрение или нет - это уже зависит не от ТРИЗ, а от человека, решающего задачу. Надо самому поверить в идею, увидеть её перспективу, убедить других. На всё это нужно время, долгие месяцы, а порой и годы».
Вёрткин И.М., Бороться и искать… О качествах творческой личности, в Сб.: Нить в лабиринте, Петрозаводск, «Карелия», 1988 г., с. 17.
История создания ЖСТЛ