Например, берём пары объектов (здесь Станислав Лем переходит от инверсии к комбинаторике – Прим. И.Л. Викентьева): тараканы Яна, лейкоциты организма, жители Галактики, сад мертвеца, следы дождя, поле гравитации, оружие Пчёл. После чего поочередно рокируем объект в паре, получая благодаря этой перестановке схему научно-фантастического рассказа.
1. Ян тараканов. Это значит, что существует такой Ян, который является собственностью тараканов. Такая ситуация завершает повествовательную трансформацию. Ян живёт одиноко, в подвале у него завелись тараканы, он борется с ними и всячески отравляет им жизнь. Здесь на летающих тарелках заявляются разумные насекомые и бросаются на выручку своим родичам из подвала. И тут уже не тараканы оказываются во власти Яна, а Ян попадает в рабство к этим несимпатичным насекомым.
2. Организм лейкоцитов. Организм человека для лейкоцитов - как кровяных шариков - это бесконечный Космос. В результате мутации возникает очень экспансивная форма лейкоцитов. Они исследуют весь организм, предпринимают экспедиции в мозг, в почки, не понимая, что подрывают этим основы собственного существования. Поднабравшись ума-разума, они это осознают, но слишком поздно: организм агонизирует.
3. Галактика жителей - это, конечно же, такая система, объектами которой являются не звезды, а гигантские мыслящие монстры; там жизнь пронизывает, скажем, любую планету, превращая её в своеобразный организм; вот вам и Галактика, образованная исключительно живыми существами.
4. Мертвец сада будет литературой ужасов. Вначале рассказывается, что у какого-то человека был сад, а когда человек умер, его в этом саду и похоронили. Из него, то есть питаясь его телом, выросли разные странные растения, которые по своей структуре и свойствам повторяют в вегетальной транспозиции определенные, даже, возможно, психические, особенности покойного. Из его мозга повырастали всякие цикуты, росянки, борец и белена, такие ядовитые, что даже Пчёлы, пролетая над ними, падают замертво. Можно долго ещё развивать такой сюжет.
5. Дождь следов испещрил пейзажи какой-то чужой планеты; и нагнал страху на космонавтов: там, видно, живут такие огромные существа, как сразу сто китов, и передвигаются они на бесчисленных маленьких ножках. Где пройдут, там и остаётся дождь следов. Сражения с такими тысячетонными тысяченожками можно живописать в свое удовольствие.
6. Гравитация тока - это небывалое открытие: оказывается, что электрический ток, проходящий по контуру определенной формы, образует поле тяготения, которым можно нейтрализовать гравитационное поле Земли. (Это не такая уж плохая идея, ведь написан же целый роман - Бритва Оккама, - в котором из нашего измерения можно выйти в миры иных измерений, вращая соответствующим образом проволочную рамку с мыльной пленкой.)
7. Пчёлы оружия. Это означает, что некое оружие приготовлено из Пчёл, из них оно, собственно, и сконструировано. Нет ничего проще. На одной из планет имеются Цветы, которые, кроме нектара, выделяют микроскопические порции урановых солей. Такова уж там почва, и такова форма материи. Местные Пчёлы заметили, что когда целый рой их напьется нектара и опять соединится, то масса урана перейдет критическую черту и произойдёт страшный взрыв. Пчёлы в процессе эволюции научились избегать таких ситуаций, но если грозит опасность их существованию как вида, определенная часть Пчёл, жертвуя собой, летит к источнику опасности и там соединяется в рой, взрыв которого уничтожает агрессора. На эту планету прилетает ракета землян, космонавты замечают улей, хотят полакомиться медом, подходят... и т.д.
Рассказы такого рода можно производить поточным методом, что, собственно, и делается в научной фантастике. На инверсии (скорее это комбинаторика различных систем и их элементов и/или свойств – Прим. И.Л. Викентьева) других пар объектов или терминов: призрак изобретателя, ухо сельди, огонь сражения, фортепиано укротителя, сон управляющего - можно построить рассказы о том, как была изобретена машина, которая, чтобы пугать людей, могла вызывать духов, своеобразный фантомотрон; как космонавты потеряли на чужой планете аквариум с сельдью, та забралась в ухо чудищу морскому, из-за чего началась межзвездная война; как укротитель сошелся один на один с фортепиано, когда оно во время межпланетного перелета сорвалось с крепежных болтов; о человеке, который мог управлять чужими снами, и т.п. Нельзя сказать, что каждая пара слов может предоставить подручный исходный материал для подобного творчества: из печали моря многого не выжмешь, так как море печали - это устойчивая и красивая метафора, да и бочка капусты как капуста-бочки не много обещает, однако приобрести сноровку при отборе подходящих пар несложно. Множество даже известных писателей обязаны своей славой в научной фантастике такому простому методу подстановок и инверсии.
Станислав Лем, Фантастика и футурология, в 2-х книгах, Книга 1, М., Аст; Ермак, 2004 г., с. 291-298.