Провозглашение Огюстом Контом своей новой религии – ошибка по оценке Д.И. Писарева

…задача всех искренних друзей человечества состоит именно в том, чтобы всеми силами содействовать этой окончательной победе тех элементов, которые одни заключают в себе способность долговечности и беспредельного совершенствования.

Ввести человечество в положительную фазу (в современных переводах текстов Огюста Конта, обычно используется термин позитивиная - Прим. И.Л. Викентьева), значит приучить всех людей к положительному объяснению всех явлений природы. Для этого надо, очевидно, свести в одну цельную философскую доктрину все главные результаты строго научных исследований и потом из этой доктрины выработать систему общественного воспитания, направленную к самому широкому распространению всех добытых и сгруппированных знаний.

Взглянувши с этой точки зрения на общественную задачу нашего времени, Конт в своём капитальном труде Cours de philosophic positive (Курс положительной философии) представил ту основную доктрину, на которой должно быть построено новое общественное образование. Книга Конта заключает в себе шесть больших томов: в первом, после общего введения, излагается математическая философия; во втором - астрономическая и физическая философия; в третьем - химическая и биологическая философия; в четвёртом - догматическая часть общественной физики; в пятом - историческая часть общественной физики; в шестом - окончание исторической части и общее заключение.

Завершив свой громадный труд, Конт не сумел остановиться вовремя и повредил своему собственному делу настолько, насколько отдельная личность может повредить такому делу, в котором заинтересовано все человечество. Конт доказал себе и другим почти с математическою точностью, что положительное или строго реальное образование составляет самую важную потребность современных обществ, - такую потребность, от удовлетворения которой зависит решение всех остальных общественных задач. Конт установил далее ту философскую доктрину, которая должна сделаться основою общественного образования. Этими трудами теоретическая сторона дела оказывается законченною.

Затем Конту надо было устремить все свои силы на то, чтобы теория воплотилась в жизни; надо было перейти к практической стороне дела; надо было всевозможными средствами действовать на общественное мнение до тех пор, пока необходимость нового образования не вошла бы глубоко и окончательно в сознание заинтересованных обществ. А потом надо было ждать, пока новое образование принесёт свои результаты. Ждать пришлось бы долго; по всей вероятности, пришлось бы даже умереть, не дождавшись со стороны общества сильных проявлений умственной возмужалости и полноправности; но делать всё-таки было нечего; только сама нация, доразвивавшаяся до положительного миросозерцания, может дать вполне удовлетворительное решение всем общественным задачам, поставленным ей различными обстоятельствами её исторического существования. В какую сторону и какими средствами решит она эти задачи - это уже её дело.

Ни один мыслитель в мире не может и не должен присваивать себе право решать эти задачи заранее изолированными силами своего личного ума, потому что нет и не может быть на свете такого гения, который один, сам по себе, был бы умнее целой нации, когда все силы этой нации развернуты и пущены в ход положительным образованием. Конт упустил из виду эту простую истину.

Он вообразил себе, что его индивидуальный ум может заменить собою в решении общественной задачи коллективный ум целой нации или даже всего человечества. Он вообразил себе, что может сам предусмотреть, определить и начертить ту политическую и социальную программу, до которой додумается коллективный ум, просвещенный и укрепленный положительным образованием.

Получилось, конечно, полное и печальное фиаско. Конт вдался в произвольные умствования, изменил своей собственной строго-научной методе, написал Положительную политику, в которой нет ничего положительного, создал новую религию, которая одним ни на что не нужна, а других не может удовлетворить, провозгласил себя первосвященником человечества (Grand pretre de l'humanite) и наконец умер, оставив после себя горсть верующих адептов, которые своими наивными поступками и плоскими догматическими трактатами продолжают до сих пор, по мере сил, доставлять обильную пищу насмешкам всех реакционеров и метафизиков, чувствующих глубокую и сознательную ненависть к основным, великим и плодотворным идеям Положительной философии.

Писарев Д.И., Исторические идеи Огюста Конта / Полное собрание сочинений и писем в 12-ти томах, Том 8, М., Наука, 2004 г., с. 75-76.