Использование противоречия, как модели
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
Критика философииКритика философии
X
Использование противоречия, как модели
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
Критика философииКритика философии
X
Гегель в гостях у Гёте…
«… Гегель, которого Гёте очень высоко ставит как личность, хотя кое-какие плоды его философии ему и не по вкусу. В честь Гегеля Гёте нынче вечером собрал небольшое общество за чайным столом […] Много говорили о Гаманне, больше других, пожалуй, Гегель, высказывавший об этом выдающемся человеке глубокие мысли, несомненно, явившиеся следствием вдумчивого и добросовестного изучения его литературной деятельности.
Далее речь зашла о сущности диалектики.
- Собственно диалектика, - сказал Гегель, - не что иное, как упорядоченный, методически разработанный дух противоречия, присущий любому человеку, и в то же время великий дар, поскольку он даёт, возможность истинное отличить от ложного.
- К сожалению, - заметил Гёте, - эти умственные выверты нередко используются для того, чтобы ложное выдать за истинное, а истинное за ложное.
- Бывает и так, - согласился Гегель, - но только с людьми умственно повредившимися.
- Вот я превыше всего и ставлю изучение природы; оно не допускает такого болезненного явления, ибо тут мы имеем дело с истинным и бесконечным. Природа немедленно отвергает как несостоятельного всякого, кто изучает и наблюдает её недостаточно чисто и честно. К тому же я убеждён, что она в состоянии даровать исцеление больным диалектикой» (Увы, в последнем утверждении Гегель ошибался – в любом крупном городе можно найти людей, откровенно больных философией и диалектикой в частности… - Прим. И.Л. Викентьева).
Иоганн Эккерман, Разговоры с Гёте в последние годы его жизни, Ереван, «Айастан», 1988 г., с. 547.