Культурологические модели и их применение в других областях деятельности
Теория элитТеория элит
Эффекты усиления творческой деятельностиЭффекты, которые ведут к усилению творческой деятельности!
X
Культурологические модели и их применение в других областях деятельности
Теория элитТеория элит
Эффекты усиления творческой деятельностиЭффекты, которые ведут к усилению творческой деятельности!
X
В Москве, где по указу Екатерины II было разрешено селиться русским староверам, постепенно складывалось, говоря современным языком, успешное (!) бизнес-сообщество старообрядцев, отличавшееся тем, что:
- они притеснялись Властями и поэтому представляли более сплочённые группы (общины);
- они не пили;
- они вели дела более честно...
«В России все ведь не так, как в умненькой Европе. В России делового человека породил не капитализм - столп материализма, а старообрядчество - несокрушённый дух. Царь Пётр, обривший бороду, куривший табак, колокола с церквей поснимавший, патриарха упразднивший, - для людей старой веры - антихрист. Великий у потомков Пётр, подавляя национальное самосознание, заполонил империю иноземцами, создал чиновничество. Для старообрядцев пойти на государственную службу, где церковь всего лишь одно из министерств, было равносильно отступничеству от истинной православной веры. Но куда девать охоту быть полезным человеком? И поколение за поколением старообрядцы копили деньги, осваивали промыслы, заводили корабли, заводы, торговали, а потом уж и ворочали капиталами. В Петербург старообрядца не заманишь, духом чужд, то ли дело Москва-матушка. Здесь работал капитал, собранный в заволжских скитах, в Гуслице, где подделывали древние книги и новые деньги, где нищенством сколачивали состояния. Деловые люди, перебираясь в Москву, переходили в старую веру. Старообрядцу доверия больше, своим надо быть».
Бахревский В.А., Савва Мамонтов, М., «Молодая гвардия», 2000 г., с. 7.
В начале XIX века в Москву приехали основатели будущих купеческих династий из старообрядцев: Алексеевых, Бахрушиных, Мамонтовых, Рябушинских, Сапожниковых, Третьяковых, Щукиных и др. Уже их наследники образовали в Москве богатое бизнес-сообщество, которое к началу XX века выступило спонсорами создания:
- Третьяковской галереи;
- Щукинского и Морозовского собраний современной французской живописи;
- Бахрушинского театрального музея;
- Частной оперы С.И. Мамонтова;
- Частной оперы С.И. Зимина;
- Московского Художественного театра;
- Музея изящных искусств;
- Бесплатной библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева;
- ряда учебных заведений и др.