Методологическое мышление по М.А. Розову

«Методологическое мышление - это перенос принципиальных категориальных схем из одной области знания в другую. Иными словами, это тоже факт взаимодействия традиций, но имеющий особое и принципиальное значение для развития науки.

Д. К. Максвелл пишет, что, «ознакомившись с рядом различных наук, исследователь замечает, что математические процессы и ход рассуждения в разных науках так похожи один на другой, что знание им одной науки может стать чрезвычайно полезным подспорьем при изучении другой».  Максвелл Д. К., Статьи и речи, М., «Наука», 1968 г., с. 7.

И дело, разумеется, не только в изучении, но и в исследовании, в глубоком понимании тех или иных процессов. Большое значение при этом Максвелл придаёт иллюстративному методу и пишет, что «истинно научный иллюстративный метод есть метод, который позволяет понять какое-либо представление или закон одной отрасли науки с помощью представления или закона, взятых из другой отрасли» (там же, с. 8). «Обороты речи и мышления, - продолжает он туже мысль, но в другом месте, - с помощью которых мы переносим терминологию знакомой нам науки в область науки, менее нам знакомой, можно назвать «научными метафорами»... Характер действительно научной системы метафор таков, что каждый термин в его метафорическом употреблении содержит все те формальные соотношения с другими терминами системы, какие он имел при своем первоначальном употреблении. Данный метод является в этом случае истинно научным, т. е. он есть не только законный продукт науки, но, в свою очередь, может способствовать её развитию» (там же, с. 17).

Из сказанного видно, что Максвелл придаёт огромное значение переносу опыта из одной области знания в другую, причем речь идёт не только о применении каких-либо конкретных методов физики или химии за пределами этих дисциплин, но и о научных метафорах, о метафорических исследовательских программах. Это мы и называем методологическим мышлением».

Розов М.А., Механизмы развития знания, в Сб.: Когнитивные исследования: Проблема развития, Выпуск 3, М., Изд-во «Институт психологии РАН», 2009 г., с. 41.