Типовые герои труда тоталитарного искусства [продолжение]

Начало »

 

Следующую ступень иерархии занимают герои труда. Неслучайно и звание Героя социалистического труда было учреждено только в 1938 году. Тоталитарное искусство присваивает источники энергии героического мифа, в частности, мифа о Прометее. Пропаганда героического труда занимает важное место после оформления стахановского движения в 1935 году. К героям труда относятся и выдающиеся деятели науки и техники. Все они, подобно Прометею, дарят людям продукты цивилизации и культуры, свои научные, технические знания и умения. Важную роль в искусстве соцреализма играет тип идеологического героя-жертвы, который часто моделируется по образцу легенды о святом или мученике и отличается самоотверженностью и самопожертвованием. Таков Павел Корчагин Н. Островского.

 Эти типы героев преследовали важную цель - самоидентификацию читателя с героем. Для литературы соцреализма подобный процесс был необходим для исполнения массовым читателем определенных государством задач и веры в официальную идеологию. Показательно, что герои, при всей своей значительности, решительно и последовательно презентируются как неотъемлемая часть «мы». Оки пусть и пример, достойный подражания, но не Вожди, они прежде всего верные и преданные Ученики, ко не Учителя. Показательно, что первая редакция романа Фадеева «Молодая гвардия» (1945) подверглась критике именно за то, что ней отсутствовали образы Учителей - коммунистов, под чутким и мудрым руководством которых и должны были действовать герои-комсомольцы. Во второй редакции романа (1951) необходимые Учителя появились.

В образах героев прежде всего реализуется концепт «сыновья» воспитавших / сформировавших их, причем в жёсткой иерархической последовательности, - партии, государства, родины, родителей. Подобная иерархичность порождает новый тип героя-сына - Павлика Морозова. Она же получает и идеологическое обеспечение главного идеолога эпохи Сталина в растиражированном лозунге «Сын за отца не отвечает».

Герои - преданные ученики, всегда помнящие заветы Учителя и неукоснительно им следующие. Им позволено быть лидерами местного масштаба, но они никогда не Вожди. Категории «Отец», «Учитель», «Вождь» и даже почти интимное «Друг» соединяются в одном концепте «Сталин», где вождь = учителю = отцу = другу. Примером является картина Г. Шегаля «Вождь, учитель, друг» (1937), изображающая Сталина в окружении взволнованно внимающих ему «трудящихся Страны Советов».

При этом Вожди-отцы наделяют себя мифологизированным героическим прошлым (примером является повесть А.Н. Толстого «Хлеб» (1937) о гражданской войне и обороне Царицына под руководством Ленина, Сталина, Ворошилова). Они, подобно обитателям мифического Олимпа, взирают на землю и всё знают, всё видят, всё понимают и, подобно богам-олимпийцам, иногда спускаются на землю, в массы, встречаются с героями, поддерживают их, награждают за подвиги.

Замечательным визуальным воплощением этой мифологемы является картина А. Герасимова «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (1938), где герои с высоты Кремлевского холма, как с вершины Олимпа, взирают на расстилающуюся под ними Москву, границы которой в бесконечной дали - проницательному взору Вождей нет предела. При этом сами вожди обнаруживают фольклорную мифопоэтику образов: они подобны былинным богатырям, неудивительно, что именно это полотно заслужило высокую оценку на конкурсе портретов руководителей партии и правительства: «Первая премия (20 000 рублей) присуждена заслуженному деятелю искусств художнику-орденоносцу А. М. Герасимову за картину «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле». [...] Работа сделана энергичной, мастерской кистью и дает живые, убедительные образы товарищей Сталина и Ворошилова» (журнал «Творчество», 1938 г., N 6).

Творцы героического в жизни, будь то герои ратного или трудового подвига, всегда лишь исполнители, ретрансляторы чужих идей, исполнители чужой воли, они вечные «сыновья». Право на зрелость у них отнято, ибо оно подразумевает самодостаточность, самостоятельность. Зрелыми / мудрыми / всезнающими неизменно остаются Вожди-отцы.

Социалистический реализм за историю своего существования справился с поставленными перед ним задачами и реализовал свой эстетический потенциал, создав искусство тоталитарной эпохи».

Васильев В., Основной метод «передовой литературы» - социалистический релизм, в Сб.: Литературные направления и течения в русской литературе XX века, СПб, Изд-во СПбГУ, 2005 г., с. 38-42.