Построение научных моделей
Приём «Инверсия»Приём (эвристика) создания нового качества
Парные приемыПарные приёмы / эвристики
X
Построение научных моделей
Приём «Инверсия»Приём (эвристика) создания нового качества
Парные приемыПарные приёмы / эвристики
X
«Развитие знания в форме смены поисковых результатов находит своё крайнее выражение в феномене перехода познания на конечном этапе изучения объекта к противоположному результату по сравнению с тем, который был получен на начальных этапах. Вот несколько примеров такого развития из истории науки о газах:
Воздух есть начало всех вещей (Анаксимен, VI век до н. э.) |
Воздух есть смесь простых газов, т. е. является производным образованием (XVIII век) |
Природа боится пустоты (перипатетики, средневековая схоластика) |
Пустота была получена экспериментально (опыты Э. Торричелли, В. Вивиани, О. фон Герике, XVII век) |
Горение есть процесс присоединения вещества - кислорода (А. Лавуазье, конец XVIII века) |
Горение есть процесс отнятия некоторого вещества (флогистонная теория, XVII-XVIII века) |
Газы являются идеальными жидкостями, т. е. не имеют внутреннего трения (мнение до второй четверти XIX века) |
Газы обладают вязкостью (Ф. Бессель, Дж. Стокс, вторая четверть XIX века) |
Газы не могут застывать или сгущаться в жидкость (Я. Гельмонт, первая половина XVII века)
|
Сжижение газов осуществлено (XIX век) |
Получение наукой результатов, противоположных начальным, можно считать следствием радикального изменения содержания познавательных ситуаций, в рамках которых они были найдены.
Первичные ситуации включают в себя частичные, неточные, односторонние, часто несущественные и даже ошибочные данные об исследуемых явлениях, которые в подобном виде характеризуют явление с иных и в определённых случаях противоположных сторон, чем его действительная природа, и поэтому приводят к результату, противоположному истинному.
Итак, процесс познания есть процесс порождения не только истины, но и лжи, не только положительных результатов, но и заблуждений и ошибок.
Это вызывается тем, что учёные, как правило, действуют в условиях такой познавательной ситуации, для которой характерны недостаток опытных данных, теоретических предпосылок, неразработанность методов и средств, а также отсутствие умения пользоваться этими средствами, проявлять проницательность, изобретательность и другие свойства творческого интеллекта».
Майданов А.С., Методология научного творчества, М., «ЛКИ», 2008 г., с. 272.