Переход к противоположным моделям по мере развития науки по А.С. Майданову

«Развитие знания в форме смены поисковых результатов находит своё крайнее выражение в феномене перехода познания на конечном этапе изучения объекта к противоположному результату по сравнению с тем, который был получен на начальных этапах. Вот несколько примеров такого развития из истории науки о газах:

Воздух есть начало всех вещей (Анаксимен, VI век до н. э.)

Воздух есть смесь простых газов, т. е. является производным образовани­ем (XVIII век)

Природа боится пустоты (перипате­тики, средневековая схоластика)

Пустота была получена эксперимен­тально (опыты Э. Торричелли, В. Вивиани, О. фон Герике, XVII век)

Горение есть процесс присоедине­ния вещества - кислорода (А. Лаву­азье, конец XVIII века)

Горение есть процесс отнятия некоторого вещества (флогистонная теория, XVII-XVIII века)

Газы являются идеальными жидко­стями, т. е. не имеют внутреннего трения (мнение до второй четвер­ти XIX века)

Газы обладают вязкостью (Ф. Бес­сель, Дж. Стокс, вторая четверть XIX века)

Газы не могут застывать или сгу­щаться в жидкость (Я. Гельмонт, пер­вая половина XVII века)

 

Сжижение газов осуществлено (XIX век)

Получение наукой результатов, противоположных начальным, можно считать следствием радикального изменения содержания познавательных ситуаций, в рамках которых они были найдены.

Первичные ситуации включают в себя частичные, неточные, односторонние, часто несущественные и даже ошибочные данные об исследуемых явлениях, которые в подобном виде характеризуют явление с иных и в определённых случаях противоположных сторон, чем его действительная природа, и поэтому приводят к результату, противоположному истинному.

Итак, процесс познания есть процесс порождения не только истины, но и лжи, не только положительных результатов, но и заблуждений и ошибок.

Это вызывается тем, что учёные, как правило, действуют в условиях такой познавательной ситуации, для которой характерны недостаток опытных данных, теоретических предпосылок, неразработанность методов и средств, а также отсутствие умения пользоваться этими средствами, проявлять проницательность, изобретательность и другие свойства творческого интеллекта». 

Майданов А.С., Методология научного творчества, М., «ЛКИ», 2008 г., с. 272.