Барьеры различной природы, мешающие творческой деятельности
Психотерапия и психиатрияДушевные отклонения и болезни...
Психологические защитыМеханизмы психологических защит
X
Барьеры различной природы, мешающие творческой деятельности
Психотерапия и психиатрияДушевные отклонения и болезни...
Психологические защитыМеханизмы психологических защит
X
Типовые ограничивающие убеждения человека:
«1. Идея о том, что взрослому человеку совершенно необходимо быть любимым или получать всеобщее одобрение всего, чем бы он ни занимался, - вместо того, чтобы сосредоточиться на самоуважении, на получении одобрения там, где это необходимо (например, для продвижения по службе), и не на том, чтобы быть любимым, а на том, чтобы любить.
2. Идея о том, что определённые поступки порочны, безнравственны, отвратительны, и люди, которые их совершают, должны быть сурово наказаны, - вместо идеи о том, что определённые поступки неуместны или носят антиобщественный характер, и люди, которые так поступают, либо глупы, либо невежественны, либо страдают эмоциональными расстройствами.
3. Идея о том, что когда всё идёт не так, как хотелось бы человеку, это ужасно, это кошмар и катастрофа, - вместо идеи о том, что плохо, когда всё идёт не так, как хотелось бы, а посему человек должен постараться изменить не устраивающее его положение дел или взять тревожную ситуацию под контроль, чтобы лучше себя чувствовать, но если изменение или контроль неосуществимы, человеку лучше смириться с неизбежным и прекратить твердить себе, как всё плохо.
4. Идея о том, что все человеческие несчастья вызывает внешняя среда, что несчастливым человека делают окружающие люди и события внешнего мира, - вместо идеи о том, что причиной всех несчастий является скорее то, как человек смотрит на вещи, чем сами вещи.
5. Идея о том, что если что-либо может быть опасным и путающим или является таковым, то человек должен быть сильнейшим образом озабочен этим, - вместо идеи о том, что если что-либо может быть опасным или путающим или является таковым, человек должен открыто встретить эти явления и постараться сделать так, чтобы они больше не представляли для него опасности, а если это не представляется возможным, подумать о чем-нибудь еще и перестать твердить себе, в какой ужасной ситуации он находится или мог бы находиться.
6. Идея о том, что легче избегать ответственности и жизненных трудностей, чем решать эти проблемы, - вместо идеи о том, что так называемый легкий путь всегда в конце концов окажется намного сложнее, чем намного более трудный путь, и что единственно верный способ решения жизненных проблем - честная борьба с ними.
7. Идея о том, что человеку нужен кто-то сильнее и могущественнее него, на кого он мог бы положиться, - вместо идеи о том, что всегда намного лучше твердо стоять на собственных ногах и поверить в себя и в то, что ты сам способен выносить жизненные невзгоды.
8. Идея о том, что человек обязан быть абсолютно компетентным, отвечать предъявляемым требованиям, быть умным и заслужить всеобщее уважение, - вместо идеи о том, что человек должен делать, а не стараться всегда все сделать хорошо, и что человек должен принять себя как существо несовершенное, возможности которого, как и всех людей, далеко не безграничны, и, как и все, он может совершать ошибки и имеет на это полное право.
9. Идея о том, что если что-либо однажды оказало влияние на жизнь человека, то влияние это никогда не прекратится, - вместо идеи о том, что человек должен учиться на своем прошлом опыте, но не быть чрезмерно зацикленным на нем и не становиться рабом предубеждений и предрассудков.
10. Идея о том, что мы полностью зависим от того, что делают другие люди, и что мы должны приложить все усилия для того, чтобы изменить их по своему вкусу, - вместо идеи о том, что недостатки людей - это, по крупному счёту, их проблема, и оказание на них давления с целью изменить их в подавляющем большинстве случаев не сможет помочь им перемениться.
11. Идея о том, что человек может стать счастливым, не проявляя активности и не предпринимая никаких действий, - вместо идеи о том, что наиболее счастливы активные люди, поглощенные творчеством или люди, посвящающие себя другим людям и проектам.
12. Идея о том, что человек фактически не способен контролировать свои эмоции и не может не испытывать определенные переживания, - вместо идеи о том, что человек может полностью контролировать свои чувства и эмоции, если он прикладывает усилия к тому, чтобы сдерживать их, и использует правильные предложения для общения с самим собой. […]
Теория рациональной психотерапии Эллиса предполагает, что в основе невротического поведения лежит иррациональность, которая в деятельности человека находит выражение в виде эмоций. Человеку нужно всего лишь рационально структурировать своё мышление, и рациональные поведенческие паттерны не заставят себя ждать. Иррациональное поведение основано на беспочвенных эмоциональных предположениях. Эгоизм рационально организованного человека находится в гармонии с общественными интересами; человек по природе своей стремится к любви, к тому, чтобы представлять определённый интерес для окружающих, стремится помогать своим собратьям. Иррациональное мышление является причиной саморазрушительных тенденций и ненависти к себе. Человеку, относительно свободному от психозов, в меру смышленому, не являющемуся приверженцем догм других видов психотерапии (например, фрейдизма), лучше всего подойдёт рациональная психотерапия. […]
Вот основные идеи, дорогие сердцу каждого психотерапевта, практикующего рациональный анализ. Среди них:
1) «Человек, ты свободен, определись!»;
2) «Совершенствуй свою индивидуальность»;
3) «Живи в диалоге с ближним»;
4) «Твои собственные впечатления - вот последняя инстанция»;
5) «Живи полнокровной жизнью в каждый момент времени»;
6) «Нет другой истины, кроме действия»;
7) «Ты можешь превзойти себя самого, если будешь активно действовать»;
8) «Творчески подходи к реализации своего потенциала»;
9) «Принимая самостоятельные решения, ты становишься человеком» и
10) «Ты должен примириться с ограничениями, которые непременно ставит жизнь».
Альберт Эллис, Рациональная психотерапия, в Сб.: Техники консультирования и психотерапии / Сост.: У.С. Сахакиан, М., «Апрель-пресс»; «Эксмо-пресс», 2000 г., с. 266-267, 257 и 259.