Организационные формы науки в истории по В.В. Ильину

«Организация науки, весьма динамичная сама по себе, варьируется в истории.

Наиболее архаичный (вместе с тем не «несовершенный») тип научных объединений - мастерская, школа, воплощающая разные виды ценностных установок от «делай, как я», - передача и закрепление творческой манеры маэстро (продолжение учителя в учениках); через «делай, как они», - приобщение к классическим образцам; до «делай, как можешь», - раскрепощённость, простор самореализации, отказ от табуации свободы поиска. Таковы платоновская Академия, аристотелевский Ликей, Луккская, Пизанская, Сиенская школы живописи, Болонская юридическая школа, Салернская медицинская школа и т.д.

С конца XII - начала XIII века организация науки вступает в новый этап - фазу высшей школы. Учреждение первого европейского университета, вышедшего из Болонской школы, придало сильный импульс качественной перестройке исследования и образования, выразившейся в университезации: возникают Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Неапольский, Палермский, Салернский университеты.

С XVI - первой половины XVII вв. складываются вольные сообщества, клубы. Получивший легитимизацию образовательный сектор науки дополняется легитимизацией исследовательского сектора. Со второй половины XVII в. образуются национальные академии. Непосредственная их предтеча - флорентийская Академия опытов (1657-1667 гг.)   провозглашала принципы коллективных исследований (описание   проведенных в ней экспериментов обезличено - не включало указаний на авторство), положила начало научно-изыскательской кооперации. В 1662 г. - основано Лондонское Королевское общество, в 1666 г. - Парижская Академия наук,   в   1700 г. - Берлинская,  в   1724 г. - Петербургская,   в 1739 г. - Стокгольмская Академии. Параллельно возникают государственные обсерватории: 1672 г. - Париж, 1675 г. - Гринвич. Снаряжаются, экипируются научные экспедиции: первые - астрономические   Кайеннская   (1671-1673 гг.),   Перуанская   (1735- 1743 гг.), Лапландская (1735-1737 гг.).

Развиваются формы научной коммуникации, ответственные за циркуляцию идей: налаживается выпуск журналов, записок, альманахов. В 1751 г. появляется «Энциклопедия наук, искусств и ремёсел»,  итожащая развитие пауки и техники того времени.

Вторая половина XVIII в. - очередная веха трансформации системы науки, означавшая складывание специализированных научных и учебных заведений. Упомянем Парижское (1747 г.) и Петербургское (1773 г.) Горные училища, Королевское общество агрикультуры (Париж 1761г.), Горную академию (Фрейберг 1765 г.). Стимулированное Монжем открытие Парижской политехнической школы закрепляет разделение науки на фундаментальную и прикладную. С середины XIX-начала XX вв. развёртывается проблемно-прикладная организация разработок: отраслевые и межотраслевые центры, междисциплинарные группы, специализированные и комплексные программы. Оформление отраслевой науки венчает её структурную дифференциацию.

С середины XIX - начала XX вв. развёртывается проблемно-прикладная организация разработок: отраслевые и межотраслевые центры, междисциплинарные группы, специализированные и  комплексные программы. Оформление отраслевой науки венчает её структурную дифференциацию».

Ильин В.В., Теория познания: эпистемология, М., «Либроком», 2011 г., с. 6-7.