Функционирование творческого коллектива
Методы решения в творческом коллективеМетоды решения в творческом коллективе
Вспомогательный персонал в творческом коллективеВспомогательный персонал в творческом коллективе
X
Функционирование творческого коллектива
Методы решения в творческом коллективеМетоды решения в творческом коллективе
Вспомогательный персонал в творческом коллективеВспомогательный персонал в творческом коллективе
X
«Друзья смеялись: изобретательность Будкера не знает пределов - на висках седина, а бороду после инфаркта сумел отрастить рыжую.
Но если говорить серьёзно, возможно, наиболее эффективное изобретение Будкера - его «Круглый стол». Инструмент, с помощью которого удалось из обыкновенных людей создать один из самых необыкновенных творческих коллективов. Когда Андрей Михайлович предложил учёному совету собираться каждый день и сообща решать все проблемы института, у большинства его сотрудников это не вызвало энтузиазма. Отрывать время от работы для ежедневных разговоров и обсуждений казалось расточительством. Будкер не настаивал и не давил. Сказал: пусть приходит, кто хочет. Попробуем. Не понравится - отменим. Но он знал точно - понравится!
Будкер думал вслух. Он любил и умел это делать. Собеседники вдохновляли его на блестящие импровизации. Ученики, постоянно подтрунивавшие над ним, назовут этот способ работы «беседы Сократа». Самые интересные свои идеи он приносил на «Круглый стол». Мысль каталась по его чёрной зеркальной поверхности, словно шар - её можно было рассмотреть со всех сторон. Здесь она оттачивалась и шлифовалась, приобретая завершённую форму. И сегодня сотрудникам института кажется, что большой круглый стол, покрытый чёрным пластиком, в зале учёного совета стоял всегда. Без него им невозможно представить свою жизнь.
«Науку делают специалисты, и они лучше знают, как её делать и как её организовать, - утверждал Будкер.- Из опыта моего учителя Игоря Васильевича Курчатова я извлёк важнейший урок - в успехе атомной проблемы в нашей стране решающую роль сыграло то, что среди организаторов этого огромного дела оказался выдающийся физик-ядерщик и что среди физиков-ядерщиков оказался блестящий организатор...» Курчатов требовал, чтобы на научные совещания приглашали и административных работников, людей, казалось бы, далёких от научной задачи. Поначалу это многим казалось излишним, тратой времени. А потом стало ясно: Курчатов обучал людей быстро понимать друг друга. Когда есть общий язык - дело движется неизмеримо быстрее, без лишнего шума, как по рельсам без стыков.
За круглым столом обсуждаются проекты новых установок и эксперименты на них, размещение заказов в производственных мастерских и распределение жилья, политические новости и театральные премьеры. Всё, чем живёт институт и его люди. Неважных дел нет.
Иногда обсуждения проходят долго, мучительно. Но если решение принято, то принято оно единогласно. И выполняет его каждый. За «Круглым столом» вырабатывается общая точка зрения.
Факт существования в институте такого неформального органа, где можно решить всё,- и есть главный импульс для создания настоящего научного коллектива. Это школа товарищества. Здесь рождалось братство... […]
Он постоянно повторял, что творческим научным коллективом должны руководить учёные. Их мнение - решающее. Важно, чтобы и директор, и остальные подразделения института узнавали это мнение не из отчётов, бумаг, резолюций и выступлений с трибуны, а в прямом неформальном общении. Наука и бюрократизм несовместимы!
- Если аппарат обращён лицом к директору, нетрудно догадаться, что ко всем остальным он повернут спиной, - шутливо объяснял Будкер.- А кто же эти остальные? Учёные, исследователи - главные люди в научном обществе!
Поэтому между собой и аппаратом он поставил верховную власть в институте - совет ведущих научных сотрудников. Аппарат оказался в позиции - лицом к совету!»
Мелик-Пашаева А.А., А.М. Будкер в четырёх частях, в Сб.: Пути в незнаемое. Писатели рассказывают о науке, Сборник XXI, М., «Советский писатель», 1988 г., с. 307-308 и 309.