Построение научных концепций. теорий, моделей
Принципы запретаПринципы запрета
X
Построение научных концепций. теорий, моделей
Принципы запретаПринципы запрета
X
«В работе известного математика, историка и методолога науки Эдмунда Тейлора Уиттейкера (1873-1956), опубликованной в 1943 г., было предложено очень любопытное нетривиальное понимание науки, которое автор назвал принципом невозможности.
Согласно идеям Уиттекера, любой физический закон представляет собой запрет - утверждение о невозможности чего-то. Так, первый и второй законы термодинамики представляют собой запреты возможности вечных двигателей первого и второго рода.
Электростатику можно сформулировать на основе запрета - возможности создать электростатическое поле внутри замкнутой металлической полости (клетка Фарадея). Причём учёный Э. Уиттекер считает, что небольшого числа таких запретов достаточно, чтобы из них дедуктивно вывести всю физику.
Очень интересное положение в этом направлении высказал Макс Борн в одной из работ по философии науки. Борн критикует тезис Уиттекера о том, что любой физический закон есть именно запрет, и указывает, что физический закон имеет более сложный и богатый смысл. Он не только запрещает нечто, но и описывает некоторый круг явлений. Борн очень сильно акцентирует внимание на этой двойственности природы закона.
Следуя этим идеям Уиттекера и Борна, я предлагаю трактовку физического закона как ограничение, накладываемое на поле всевозможных ожидаемых явлений.
Это ограничение выделяет во всем поле две части, два подмножества - подмножество описываемых явлений и подмножество запрещаемых явлений. Такое понимание физического закона как ограничения хорошо согласуется с теорией информации.
Именно в теории информации само понятие информации и определяется как ограничение поля ожидаемых событий. Количество информации определяется как отношение меры (в жордановом или в лебеговом смысле) поля ожидаемых событий после ограничения к мере ожидаемых событий до ограничения - точнее, как логарифм этого отношения с обратным знаком.
Понимание научного закона как ограничения означает, что он. содержит информацию о явлениях окружающего мира. Конечно, информационное понимание закона науки как ограничения отнюдь не исчерпывает всех сторон и аспектов такого объекта как научный закон, но нам сейчас этого и не надо. В данной ситуации для нас важен именно ограничительно-информационный аспект. Исходя из ограничительно-информационного понимания закона, я хочу предложить вашему вниманию трактовку научной теорий как системы ограничений. Думаю, что это вполне понятно, так как теория представляет собой систему определений и законов, причем и первые и последние в информационном аспекте суть ограничения. Ещё Спиноза говорил: определить - значить ограничить. Теория, как и закон, разделяет все поле возможных событий на две части: на те, которые теория описывает, и на те, которые она запрещает. И средством такой сепарации являются ограничения, образующие структуру теории. Если теория предсказывает явления, которые в действительности не обнаруживаются, то это означает, что в теории недостает каких-то ограничений. Если же в действительности существуют явления, не описываемые теорией, то это может означать как нехватку нужных ограничений, так и неполноту формулировки ограничений, уже введённых в теории.
В рамках такого подхода я предлагаю отличное от формулировки И. В. Кузнецова понимание принципа соответствия, которое можно назвать принципом ограничений. Подчёркиваю, это не какой-либо новый принцип, а новый аспект принципа соответствия.
Смысл принципа ограничений состоит в том, что переход от старой теории к новой трактуется как введение новых ограничений в структуру теории при сохранении фундаментальных ограничений старой теории».
Илларионов С.В., Теория познания и философии науки, М., «Российская политическая энциклопедия», 2007 г., с. 170-171.