«Стагнация не определяется одним единственным условием; существуют условия, по крайней мере трёх типов.
Стагнация (А): утрата культурного капитала.
Идеи попросту могут быть забыты, поскольку более поздние интеллектуалы не способны делать то, что могли их предшественники. Учение Аристотеля было утрачено на несколько столетий после его смерти; достижения логики стоиков были забыты в период поздней античности, а логика мегарской школы ещё быстрее. В Индии после 1600-х гг. отточенная метафизика предыдущих периодов была поглощена упрощённой адвайта-ведантой. В Китае утончённые позиции, разработанные в конце эпохи Воюющих царств, особенно логика моизма и соперничавшие учения, оказались большей частью заслонены религиозным конфуцианством династии Хань. В эпоху поздней Тан метафизические тонкости философии «только-сознания», а также большинства других школ, были утрачены в среде буддистов.
А если вместо философии рассмотреть сферу, где особенно ясны критерии решения головоломок, то можно заметить, что после прорыва к обобщенным и явно сформулированным алгебраическим методам, сделанного при династиях Сун и Юань (около 1050-1300 гг.), эти достижения были утеряны в эпоху Мин (1366-1644 гг.), поскольку более поздние математики уже не могли понимать прежние тексты. Утрата идей заставляет нас размышлять о Тёмной эпохе, вызванной разрушением материальных условий цивилизации, например об упадке Рима на Западе. Однако приведённые примеры показывают, что потеря идей может также происходить в периоды процветания высоких цивилизаций; в самом деле, греческая культура начала утрачиваться Римом задолго до варварских нашествий.
Стагнация (В): господство классики.
Противоположная форма стагнации возникает, когда идеи современников затмеваются идеями предшествующих величайших мыслителей. При этом не появляется новое творчество, которое с необходимостью вытесняло бы прежнее. Такой период не стоит рассматривать как эпоху с низким уровнем культуры; можно сказать, что на самом пике культуры развитие останавливается: идеи, которые имеют хождение и которым обучают, являются лучшим из всего достигнутого ранее. Ирония интеллектуального мира заключается в том, что нас не удовлетворяет такая ситуация. Нас восхищает творчество, но когда выдающиеся достижения вознаграждаются по заслугам, мы вскоре начинаем твердить о застое. Творчество имеет две стороны: энергия творчества и представления, полученные как его результат. В длительной перспективе одно подрывает другое. Поскольку творчество движимо цепочками именитых авторов, ряд более ранних фигур обречён на то, чтобы остаться в тени своих преемников. Наивысших наград, как правило, добиваются те, кто замыкает плотную и конкурентно сбалансированную цепочку. Вот почему Гегель мог сказать что «сова Минервы вылетает только в сумерки». Стагнация, как и творчество находится в самом сердце сетевой структуры интеллектуальной жизни.
Исторические сравнения показывают, что бережное сохранение классики вовсе не осуществляется автоматически. […]
Стагнация (С): техническое уточнение.
Третий тип стагнации на самом деле может быть вовсе не стагнацией, но только видимостью таковой. Интеллектуальная жизнь непрестанно развивается, но сам её прогресс порождает не уважение, но отчуждение».
Рэндалл Коллинз, Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения, Новосибирск, «Сибирский хронограф», 2002 г., с. 656-657.