Создание технических инноваций
Создание НЕтехнических инновацийСоздание НЕтехнических инноваций
X
Создание технических инноваций
Создание НЕтехнических инновацийСоздание НЕтехнических инноваций
X
При решении творческих задач различных классов целесообразно использовать ресурсы – то, что уже есть в системе и её ближайшем окружении, поскольку введение в неё любого инородного элемента может привести к ответной реакции совершенствуемой системы – см.: Принцип Ле Шателье.
Как минимум, целесообразно начинать анализ системы с имеющихся Ресурсов. И только если их не обнаружено, приходится вводить в систему новые и инородные элементы, понимая, что это может породить дополнительные задачи…
ПРИМЕР ресурсного решения. «Оркестр смолк. На арене цирка - смертельный трюк: голова укротителя в пасти льва. Почему лев не смыкает челюсти? Почти все опрошенные нами школьники, студенты и инженеры ответили так:
- лев сыт и воспитан;
- лев сонный из-за действия лекарств или радиоуправляем (!);
- дрессировщик незаметно вставляет в пасть распорку;
- на шею дрессировщика надет бронированный ошейник, выкрашенный под цвет кожи...
А изобретательный артист просто навернул губы льва на его же зубы - теперь хищник не сомкнёт челюстей, не прокусив собственных губ! Да, мастерство изобретателя - не только во владении чудесами современной техники, но и в умении распорядиться тем, что уже дано по условиям задачи - ресурсами. Признаемся: нам давали ещё один ответ - самый частый - «не знаю». Поэтому запомним правило: при решении творческой задачи преобразуй ресурсы и вводи минимум новых деталей (вспомним ненужные радиоуправление, распорку и ошейник). Заметим, что жрецы этот трюк показывали ещё в древнем Египте...
Можно ли нарушить правило и не использовать ресурсы? Например, поступать так, «как хочется»? Попробуйте, скажем, научить воронёнка вращать на своем клюве мяч, а морского льва листать страницы книги... Не выйдет. Поэтому, в Театре зверей, руководимом Натальей Дуровой, стремятся лишь преобразовать, а не изменять естественные движения животных. Раз воронёнок способен склевывать зерна, то положим их между страницами книги, он будет искать их, а у зрителей сложится иллюзия «чтения». А какой морской лев жонглер мячом, знают все.
Итак, будем называть то, что нам уже дано по условию задачи, Ресурсами. В приведённых примерах это были: губы льва, способности воронёнка и морского льва. В технических задачах встречаются Ресурсы полей (энергии), веществ и геометрической формы, времени и пространства».
Викентьев И.Л., Кайков И.К., Лестница идей. Основы ТРИЗ в примерах и задачах, Новосибирск, 1992 г., с. 52-53.
Ресурсный подход интенсивно разрабатывался в рамках ТРИЗ под руководством Г.С. Альтшуллера в 80-е годы XX века.
Создание нового научного направления / концепции и простое оборудование
Ваша подписка на видеоканал «ТРИЗ / TRIZ: ДОСТИЖЕНИЯ и ОШИБКИ»