Интеллектуальный вклад наиболее талантливых граждан по Айн Рэнд

«Незначительное меньшинство взрослых людей, которые скорее не могут, чем не хотят работать, должны полагаться на добровольные пожертвования; несчастье не даёт права эксплуатировать тех, без кого невозможно было бы выжить. Что касается экономических депрессий и массовой безработицы, то их причина не свободный рынок, а вмешательство правительства в экономику.

Неспособные самостоятельно мыслить подражатели, которые поставляют на рынок то, что, по их мнению, отвечает распространённым вкусам общества, постоянно проигрывают первопроходцам, чьи товары повышают знания и развивают вкусы. Именно в этом смысле свободным рынком управляют не потребители, а производители. Наибольшего успеха добиваются те, кто открывает новые области производства, о существовании которых до них никто не догадывался.

Возможно, какой-нибудь товар не будет сразу оценен по достоинству, особенно если он окажется слишком радикальным нововведением, но, за исключением отдельных случаев, в конце концов он выигрывает. Именно в этом смысле свободным рынком управляет не интеллектуальный критерий большинства, преобладающий на данный момент, - свободным рынком управляют те, кто способен видеть и планировать будущее, и чем качественнее мышление, тем более длительный период может быть распланирован.

Экономическая ценность деятельности человека определяется на свободном рынке одним принципом: добровольным согласием тех, кто хочет обменивать свой труд или товары. В этом состоит моральный смысл закона спроса и предложения, это означает полный отказ от двух порочных доктрин: коллективизма и альтруизма. В этом заключается признание того, что человек - не собственность и не слуга племени; человек работает, чтобы поддерживать свою жизнь, как требует его природа, и он должен руководствоваться собственными рациональными интересами, и если хочет торговать с другими, то не вправе ожидать каких-либо жертв, то есть не может претендовать на ценности, не давая взамен соответствующих ценностей. Единственный критерий свободного рынка - добровольный выбор свободных участников акта купли-продажи.

Племенное мышление постоянно атакует этот принцип с двух кажущихся противоположными точек зрения: считается, что свободный рынок несправедлив как к гению, так и к обычному человеку. Первое возражение обычно формулируется в виде вопроса: «Как Элвис Пресли мог зарабатывать больше, чем Эйнштейн?» Ответ на это прост: люди работают, чтобы жить и наслаждаться жизнью, и если Элвис Пресли для многих представляет ценность, они имеют право тратить свои деньги на свои удовольствия. Богатства Пресли не были отобраны ни у тех, кому безразлично его искусство (я одна из них), ни у Эйнштейна. Пресли не мешает Эйнштейну. Эйнштейн получил заслуженное признание и поддержку в свободном обществе на соответствующем интеллектуальном уровне.

Что касается второго возражения, состоящего в том, что человек средних способностей страдает от несправедливого отношения на свободном рынке, то ответ на это таков: «Посмотрите вокруг, вы, кричащие об опасности конкуренции с людьми умнее вас, уверяющие, что их разум угрожает вашей жизни, что сильные не оставляют шанса слабым на свободном рынке. [...] Живя в рациональном обществе, где люди свободны, вы получаете неизмеримый выигрыш: материальная ценность вашей работы определяется не только вашими усилиями, а усилиями наиболее  талантливых умов в мире. [...]

Машина, замороженная форма живого интеллекта, - это сила, расширяющая потенциальные возможности вашей жизни, повышающая производительность вашего времени. [...] Каждый человек свободен вознестись, насколько он может или хочет, но только уровень умственного развития определяет высоту, до которой он может подняться. Физический труд как таковой не простирается в будущее и за пределы ближайшего окружения. Человек, занимающийся только физическим трудом, потребляет материальные ценности, равные его собственному вкладу в процесс производства, и не оставляет никаких ценностей ни себе, ни другим. Но человек, рождающий идею в любой области рациональных усилий, человек, добывающий новые знания, действует на благо человечества. [...] Только идея может распределиться среди любого количества людей, обогащая её обладателей и ничего не требуя взамен, повышая их производительность, каким бы трудом они ни занимались. [...]

По отношению к затраченной умственной энергии человек, совершающий открытие, получает лишь небольшой процент компенсации в виде материальной оплаты, независимо от того, какое состояние он на этом делает, сколько миллионов на этом зарабатывает. Но заводской рабочий, участвующий во внедрении изобретения, получает огромную оплату по сравнению с умственными усилиями, которых от него требует его работа. То же рассуждение применимо ко всем людям, находящимся на промежуточных уровнях, соответственно их амбициям и способностям.

Человек, стоящий на вершине интеллектуальной пирамиды, вносит наибольший вклад на благо общества, но не получает ничего, кроме материальной оплаты. Он не получает от других никакой интеллектуальной компенсации затрат его времени. Человек, находящийся в самом низу пирамиды, будучи предоставлен самому себе, умер бы с голоду в своей безнадежной неприспособленности, он не приносит никакой пользы тем, кто находится выше него, но тем не менее получает вознаграждение в результате их умственной деятельности. Такова природа конкуренции между сильными и слабыми умами. Такова структура эксплуатации, в которой вы обвиняете сильных» («Атлант расправил плечи»).

Айн Рэнд, Концепция эгоизма, СПб, «Маркет», 1995 г., с.35-38.

 

Наши правила обсуждения видео на YouTube