Развал литературы по М.И. Веллеру

«Постфлоберизм», - ввёл бы я такое слово. Мастер умер, а движение продолжалось, К черту красоты и условности, к черту навороты и банальности. Будь проще, и к тебе потянутся лавры. Если идёт дождь, то нечего наяривать: «В безбрежной серой пелене переплетались и звенели серебряные струи» и прочая лабуда, а вот так прямо и надо написать: «Шёл дождь». Честно, кратко, без стилистического эпигонства и финтифлюшек.

После I Мировой, в дешёвом интернациональном Париже, молодой Хемингуэй привёл эту манеру в канон и миф XX века. Скупо, кратко, честно, просто. Правда, гм, за хемингуэевской простотой стояло мастерство. Отбор и порядок слов были выверены и точны. И смысл текста уходил в подтекст. (Привет от чеховских спектаклей!)

Но не всем же быть Хемингуэями. И распад литературы пошёл по нескольким направлениям сразу.

Пруст убрал из литературы действие, растянув изящный ажур психологии по всем поводам. Кафка убрал из литературы смысл, оставив депрессивный абсурд бытия.

Джойс в «Улиссе» убрал из литературы всё: он всё повторил, имитировал, стилизовал, описал, применил, - и создал гигантский экзерсис на тему одного дня одного человека, а вообще там ничего не происходит. Эдакий антишекспир.

Это жутко привлекло никчемушника по имени Генри Миллер: как здорово, что можно писать без всякой там стилистики, без всяких там сюжетов и композиций, без всяких там умных мыслей и сильных чувств. Ура! Это - продвинуто! Это - клёво! Прибавим простоты, откровенности, заурядности, дерьмеца, сношений, вонючести в меру, романтизьмом чтоб не пахло, а главное -  заурядность! Заурядность как принцип. Заурядность порывов, мыслей, чувств, действий, всего. Вот суть гиганта Миллера.

Возникла паралитература со знаком качества, присвоенным самозваной элитой. Эдакий порноОскар. Быдло вышло на авансцену».  

Веллер М.И., Эстетика энергоэволюционизма, М., «Аст», 2010 г., с. 234.

 

Дегероизация в литературе и искусстве по М.И. Веллеру