Культурологические модели и их применение в других областях деятельности
Теория элитТеория элит
Деградация обычных людейДеградация обычных (нетворческих) людей
Изображение из себя творческой личностиИзображение из себя творческой личности
X
Культурологические модели и их применение в других областях деятельности
Теория элитТеория элит
Деградация обычных людейДеградация обычных (нетворческих) людей
Изображение из себя творческой личностиИзображение из себя творческой личности
X
В современной культуре «Герой более не тот человек, кто совершил подвиг. Спас страну. Или одного ребенка. Или сделал, открытие, пожертвовав здоровьем. Раньше - про него рассказывали, пели, слагался миф, воздействовал на воображение, делался частью мировоззрения народа.
Раньше реальный герой лежал в основе самовоспроизводства культуры. В моральном аспекте то есть, в мировоззренческом. Идеал поведения. Шкала ценностей. И через искусство - театр и поэзию, живопись и скульптуру, - образ героя внедрялся в личности членов социума. Теперь герой стал измышляться, конструироваться, создаваться воображением, талантом и творческими способностями художника. Шерлок Холмс стал более героем для масс, нежели сам Конан Дойль или начальник отдела расследования убийств реального сыскного бюро. А вместо рыцаря и гиганта стал измышляться маленький обычный человек. Тем более что классическая литература с XIX века куда как поднаторела в этом занятии. Мелочь пузатая, умственно несостоятельное быдло, сконструированное сценаристами и продюсерами так, чтоб посильней заинтересовывать массового человека, стало героями ТВ-искусства.
Самовоспроизводство культуры пошло по снижающейся. Если масса должна тянуться к тебе - потребителей будет меньше, чем если ты опустишься к массе.
41. Но перед этим произошла ещё одна принципиальнейшая подмена героя в культуре. Герой быстро погибает и малочислен в принципе. Живьём его видит и знает только ближайшее, окружение, и то иногда недолго. Толпа видит и слышит героя в единичных случаях. А узнает откуда? А через посредников.
Сказители и трубадуры рассказывают и поют. Летописцы и писатели пишут, актёры в театрах и на площадях играют, изображая героев и их деяния.
Вы слыхали, как он пел? Читали, как он написал? Видели, как он сыграл? Это класс! Писателишки и актёришки занимали то же положение, что «романист» на советской зоне. «Тиская романы», он развлекал лагерную блатную элиту. За это прикармливали и не обижали. Но место свое прислужническое он знал. Несколько презираемое сословие, хотя и развлекательное. И вот растет производительность труда. Совершенствуются производственные отношения. Всё больше ничего не производящих граждан могут прокормить производители. Всё больше газет, театров, киностудий и телекомпаний. Всё больше актёров, певцов и хохмачей.
А героев всё меньше! А искусство на них внимания обращает все меньше' А массы привлекаются к потреблению искусства и параискусства всё шире!
Гм. Герой может быть немногословен, неловок в обществе и неинтересен внешне. Зато его имитатор - актёр - может быть красив, ловок, красноречив и необыкновенно обаятелен! И аура изображаемого героя, бойца и любовника, начинает переходить на имитатора-актёра, труса и импотента, предположим.
А, собственно, зачем нам реальный герой? Если мы можем придумать и сконструировать, описать и сыграть, любого героя, какого захотим? Логично. Правда искусства, строго говоря, в подлинных прототипах не нуждается.
Ну, а когда реальный артист играет вымышленного героя - то объектом поклонения становится артист куда более, чем герой, которого не было. А почему артист должен обязательно изображать героя? Он может прекрасно петь. Плясать. Декламировать. Занимать зрителя собой!
О! - а музыкальные группы! Вот они, герои! Что они делают? Играют и поют. Ну и что? И то, что толпы ловят на этом кайф! А людям необходимо ловить кайф! Петь и орать в унисон! Растворяться в мощном общем ритме и пульсе! И статус артиста к ХХI веку взлетел до небес. Он богач. Он знаменитость. Он престижен. Он кумир. Он - объект зависти и подражания. Не Александр и не Цезарь. Не Робин Гуд и не Ланселот. Не Ленин и не Керенский. Не Пётр и не Наполеон. Никаких Сергеев Лазо, Зой Космодемьянских, Дюпти-Туаров и Чингиз-ханов. Элвис Пресли! Битлз! Боярский.
...Жизнь так устроена - за какую ниточки ни потяни, размотается весь клубок.
42. Героя в социопсихологическом представлении масс заменил имитатор, лишь изображающий героя. Эмоционально-подражательный комплекс потребителя в большой мере перенесся с образа героя на образ - а вернее имидж - самого имитатора.
43. Становясь и.о. героя сам, артист-имитатор постепенно в большой мере вообще освободился от подражания герою. Артист стал самим собой, привлекая потребителя своей профессиональной деятельностью - пением, танцами, декламацией, ролевым изображением. И личность собственно артиста, уже дистанцируясь от его искусства, стала объектом интереса и подражания.
44. Также героев заместили спортсмены. Ритуальное шоу востребовало на себя эмоциональную энергию толпы, не могущую привязаться к войне, борьбе за выживание народа, и вообще ни к каким коллективным действиям, забирающим все возможное напряжение сил.
45. Телевизионные ведущие, дикторы и шоумены также стали героями пустынных горизонтов масс-медийной эпохи. Таланты редки, большинство взаимозаменяемо. Любая балда, год ежедневно торчащая в ящике, делается в представлении масс «звездой». Почему? Потому что на неё устремлено много внимания масс.