Классификация различных творческих решений по их качественным (системным) уровням
Классификация учёныхКлассификация учёных, исследователей
X
«Когда отплываешь от берега быстрой реки, то чувствуешь, как властно течение стремиться вынести на быстрину, на фарватер. На мой взгляд, похожее явление имеет место с потоком научных исследований.
Обычно с годами и фарватер реки, и её русло меняются. То же происходит и с наукой. И сейчас всё больше фарватер естественно-научных исследований начинает определять нелинейная наука.
Наверно, можно выделить несколько различных уровней исследований.
На первом люди имеют дело с наблюдениями, с натурным или вычислительным экспериментом. Объясняют наблюдаемое, строят феноменологические модели.
На втором создают теории, предлагают обобщения, формулируют принципы, опираясь на которые можно объяснить и описать многое. Именно таковы «превосходные» по терминологии Пенроуза, теории.
Но есть и третий уровень. Наверно, осознание того, что он есть, пришло во второй половине XX века. На нём лежат качественные представления о тех явлениях, которые описывают теории, множество простейших «очевидных» моделей, представления о том, какими должны быть теории, и «строительный материал» для создания таковых. Иными словами, на этом уровне находится «язык», на котором говорит современное естествознание. И всё чаще в последние десятилетия на этом уровне оказываются идеи, методы, понятия нелинейной науки, синергетики».
Малинецкий Г.Г., Синергетика, нелинейность и концепция Роджера Пенроуза – Введение в книгу: Роджер Пенроуз, Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики, «Едиториал УРСС», 2005 г., с. 17.