Использование ресурсов системы для решения задачи
Искусствоведение и литературоведение
X
Использование ресурсов системы для решения задачи
Искусствоведение и литературоведение
X
В 1964 году Новелла Матвеева написала текст песни «Девушка из харчевни». Далее мы цитируем разбор этого текста Л.А. Аннинского, который, говоря языком ТРИЗ, демонстрирует использование поэтом имеющихся ресурсов:
«Сорок лет триумфа - плата Новелле Матвеевой за это колдовство и за эту фантастику. Фантастический случай: любовное послание пишется с тем, чтобы избранник не принимал его всерьёз:
Любви моей ты боялся зря, -
Не так я страшно люблю!
Мне было довольно видеть тебя.
Встречать улыбку твою...
Ну, если бы яростный разрыв - понятно. А тут - и не страсть, и не разрыв. Да, пожалуй, и не то «среднее», что можно было бы назвать пионерским словом «дружба». Тут вообще... что-то странное, не от мира сего, то есть не от мира той любви, где замешаны человеческие души и тела. Хотя вроде бы задействовано тут все. В том числе и «тела», которые «ходят» на свидания:
И если ты уходил к другой
Или просто был неизвестно где,
Мне было довольно того, что твой
Плащ висел на гвозде...
Мы начинаем, кажется, понимать, какая игра тут затеяна. У философов это называется феноменологическая редукция: в свете Смысла всё видимое и осязаемое - всего лишь «явления», не больше. У нашей героини... любимый редуцируется до плаща, потом плащ редуцируется до гвоздя. Потом «мимолётный гость», который ищет «другой судьбы», улетучивается, а хозяйка... хозяйка именно этого момента и ждет, чтобы продолжить игру:
Мне было довольно того, что гвоздь
Остался после плаща.
Вы можете выстроить сюжет дальнейшего развоплощения: какие-то новые гости, жильцы, постояльцы, проходимцы вырвут гвоздь из стенки. Последует сомнамбулическая реакция:
Мне было довольно, что от гвоздя
Остался маленький след.
Явятся маляры, закрасят след. Последует задумчивое признание:
Мне было довольно того, что след
Гвоздя был виден вчера…
Незадачливый объект столь отрешённого чувства, тот самый мимолетный гость, что «ушел к другой», забыв плащ у этой, мог бы спросить (у «этой» спросить, не у «той», естественно): а я-то тут, собственно говоря, причем, если тебе достаточно вчерашнего следа от позавчерашнего гвоздя?».
Аннинский Л.А., Барды, М., «Согласие», 1999 г., с. 65-67.