«Чем различаются подлинник картины и адекватная копия, формально не отличающаяся от подлинника абсолютно ничем? Созидательным моментом. Энергетичностью акта.
Художник вкладывал в картину всю душу, все умение, весь накал чувств при вдохновении, всё собственное видение мира - и дал взлом по вертикали, прорыв по вертикали, своей энергией создал то, чего до этого в мире не существовало. И этим актом он обогатил культуру, расширив духовный мир человечества. Копиист вкладывал только ремесло, голую технику. Отсутствие творческого, энергетического, акта. Созидание отсутствует. И вот этому люди придают огромное значение». Поэтому для нас вечно важна судьба художника. Как любил, страдал, боролся, достигал, умер. Судьба присовокупляется к творчеству в нашем восприятии, придаёт ему дополнительную ценность - в значительном художнике мы вечно желаем видеть значительную личность, и тем самым все акты деятельности значительной личности тоже становятся значительными. Судьба превращается в легенду, легенда в перспективе уменьшается до сияющей точки - символа, имени, знака величия. И вот уже достаточно сказать «Рембрандт» - и ничего не знающий о художнике человек проникается сознанием значительности этого имени, просто обозначенного».
Веллер М.И., Эстетика энергоэволюционизма, М., «Аст», 2011 г., с. 66-67.