Веллер М.И.: Кумир

«Только люди, знающие за собой склонность к сотворению кумира, могли заповедать: «Не сотвори себе кумира»! Да... а кого?

1. Что есть кумир и кто есть кумир? Которого обожают, уважают, любят и поклоняются. Которого ставят над собой. Которого наделяют уважаемыми и редкими чертами и качествами. Супермен. Объект приложения горячих чувств толпы. А-а-а, наш дорогой!

2. Кумир - это герой. Гм. Не всегда. Не в первоначальном смысле. Он мог не совершить подвиг, не рисковать собой ради народа.

Ну - а если вглубь тысячелетий? Да, первые кумиры - это герои. Сильные, отважные, победительные, благородные. Спасители племени и народа, защитники от врагов. И - что? И - это был идеал человека. Пример для подражания. Быть таким - выгодно и почётно. Быть к такому ближе, дружить с таким, - почетно и выгодно. Кумир как образец для подражания. Социальная матрица личности.

3. Певец. Артист. Поэт. Тоже могут быть кумирами. О них слагают легенды. К ним рвутся общаться! Но подражать обычно не пытаются. Куда уж нам - безголосым и бесталанным. Слава означает: это социально значимая особь. Хорошо быть таким! А если нельзя - то хоть рядом с ним... Спортсмен. Рокер.

4. А вот и вообще пустое место: «светская звезда». Талантов нет, выдающихся качеств никаких. Потребитель всего модного, престижного и дорогого. Саморекламщик, участник скандалов и тусовок. Он тоже кумир! О нём говорят! И пытаются многие подражать! И пересказывают мифы, и тянутся к знакомству.

5. Гм. А вам не кажется, что есть книги-кумиры, картины-кумиры, симфонии-кумиры? Здесь всё чуть лучше отстоялось, устаканилось. Так:

Социокультурное пространство мифологизировано. И структуризировано. Есть вершины - относительно прочих. Есть и низины. Рельеф местности! Есть система координат в области культуры. Есть шкала приоритетов. Точки отсчёта. Почитание единых авторитетов, поклонение единым произведениям - чёрт возьми, ориентируют членов социума в едином направлении. Создают из аморфной массы - народ с более-менее едиными взглядами на разные вопросы и предметы. Единство взглядов и мнений - обязательное условие социума, созданного из разных людей...

6. Инстинктивно, природно, исторически, - группе потребен вожак. Вожак объединяет. Вожак координирует. Подчинение всех вожаку делает сильнее группу - и тем сильнее каждого. Тяга иметь вожака и подчиняться вожаку - аспект инстинкта жизни. Аспект группового инстинкта выживания. Вожак - это прообраз всех кумиров. Один, способствующий объединению всех в систему, деланью всех сильными и победоносными. Это инстинкт, по глубинности близкий самосохранению и размножению. Инстинкт иметь вожака.

7. А при возможности - быть вожаком самому! Но это уже не для всех. Для меньшинства. Причём - подчиняться как вожаку более сильному - и помыкать как вожак более слабыми - это две стороны одного инстинкта. Инстинкта социального системообразования.

8. Если же социум устроен цивилизованно. И ощущения того, что вожак - близок, он есть в твоей группе, он подчиняет тебя себе, - такое ощущение отсутствует. То:

Пустующее место в инстинктивной сущности человека, во врождённом и генетически заданном комплексе инстинктов человека, - занимает любой подвернувшийся кумир. Ибо надо кому-то отдать присущее тебе чувство подчинения, поклонения, признания кого-то высшим, чем ты, существом.

9. Кумир - это эрзац-вожак и эрзац-герой. Виртуальный заменитель. Вымышленный объект для реальных чувств.

10. Да, здесь надо упомянуть, что инстинкт подчинения - один из базовых в человеке групповом. Подчиняться - потребно, отрадно, успокоительно и удовлетворительно. Инстинкт подчинения неразрывно связан с групповой самоидентификацией. Тем, что я хочу подчиняться - я хочу быть сильным и значимым как часть мощной группы.

11. Любовь зла, полюбишь и рожки от козла. Если некому поклоняться - будут поклоняться лучшему игроку в карты, или тому, кто ходил за ту гору. Игроку в мяч или гармонисту. Кумир удовлетворяет потребности людей в системообразовании своего социума. Единообразному ориентированию в социопсихологическом пространстве. Единству группы! Кумир - это ось, воображаемый стержень, вокруг которого ориентируются, складываются, связываются прутья, - и получается прочный и компактный веник, который уже не сломать.

12. Защищая своё мнение о кумире - люди не интересуются истиной. Они защищают свою социальную ориентацию, единство своего социума, для чего необходимо единое мировоззрение социума, единая оценка кумира. Когда человек защищает своего кумира - не разум говорит в нём, но великий социальный инстинкт: мы - стая, мы - народ, мы - организованы, мы - сильны тем и значимы.

13. Поскольку идеал кумира есть Бог - посмотрю я на вас, таких свободомысленных!..»

Веллер М.И., Психология энергоэволюционизма, М., «Аст», 2011 г., с. 388-390.