Идеи апофатического богословия по Псевдо-Дионисию Ареопагиту

Псевдо-Дионисий Ареопагит исходил из доктрины безусловной неопределённости и неописуемости Бога, возможности богопознания только посредством лестницы аналогий. Согласно этому методу «благую Причину можно выразить словами многими и немногими, но также и полным и абсолютным отсутствием слов…»

«Апофатическая (негативная) теология направлена на то, чтобы выразить сущность Бога путём отрицания всех возможных определений как несоизмеримых с его природой.

Бог предстаёт как принципиально невыразимое. Этим апофатика отличается от катафатики, приземляющей божественное, дающей ему конкретные (позитивные) характеристики. С одной стороны, приближение к Богу, как говорил Исаак Сирин, достигается путём «неведения, о котором сказано, что оно выше ведения». С другой стороны, само это неведение, усмиряющее гордыню знания, принимается вполне сознательно как признание собственной границы, перейдя которую можно двигаться дальше. В духе апофатической традиции, обоснованной в трудах Псевдо-Дионисия Ареопагита, Бог не может быть представлен ни в каких образах, не может быть назван никаким именем, поскольку он глубже и выше всех возможных определений. Бог «не есть ни знание, ни истина, ни царство, ни мудрость, ни единое, ни блаженство, ни дух в том смысле, как мы его знаем».

Тульчинский Г.Л. , Статья «Апофатизм» в Проективном философском словаре, СПб, «Алетейя», 2003 г., с. 22.

 

«Однако недаром в логике не рекомендуется в определениях пользоваться отрицательными предикатами. Не-А - очень сильное понятие, оно дополняет А до универсума, не-А - это всё остальное, что не А».

Тульчинский Г. Л., Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности, СПб, «Алетейя», 2002 г., с.161.