«Сравнительное исследование трансцендентальных состояний и переживаний мистиков и религиозных учителей позволяет определить основные общие особенности трансцендентальных состояний сознания:
1) чувство единства или связи с другими людьми, природой и всем миром («космическое сознание»);
2) невыразимость языковых средств оказывается недостаточной для описания уникальности и интенсивности этих переживаний;
3) преодоление ограничений пространства и времени - состояние за пределами прошлого и будущего, в вечности и безграничности или в совершенно ином измерении;
4) ноуменальность - люди убеждены, что находятся в контакте с высшим знанием о реальности и природе сущего;
5) позитивность переживаний в широком диапазоне от спокойствия и безмятежности до экстатического восторга наподобие сексуального оргазма вселенских масштабов;
6) утрата контроля - человек перестаёт цепляться за реальность и отдается потоку переживаний;
7) парадоксальность - нарушение и отбрасывание обычной логики;
8) яркая образность переживаний;
9) объективность и реальность - человек не испытывает сомнений в том, что он имеет дело с безусловной и высшей реальностью, которая даже более реальна, чем привычный мир.
Подобный духовный опыт представлен во многих религиозных и духовных практиках. В православном опыте христианского исихазма как процесса восхождения человека к Божественной истине для обозначения цели такого процесса соединения, встречи человека с Богом использовалось понятие «синергии» (от греческого «содействие», «соучастие», «сопричастность»): сотрудничества Бога и человека в едином усилии по исполнению человеческой души.
Причём некоторые духовные практики отнюдь не предполагают удаление от мира, а предполагают участие в повседневной жизни. Так, практика чань(дзен)-буддизма ориентирована на достижение состояния просветления (сатори) - переживания в обыденном опыте откровения слиянности с гармоничной целостностью бытия. Главной целью школ восточного мистицизма является подготовка сознания к внезапному беспонятийному восприятию реальности, нейтрализации мышления и активизации интуиции. Этому способствуют и на это направлены различные формы медитации, боевых искусств, йоги, ритуальных магических процедур».
Тульчинский Г. Л., Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности, СПб, «Алетейя», 2002 г., с.298-299.