«Россия уже два века помнит и почитает декабристов: пять повешенных, десятки сосланы в каторгу. Но Россия не желает помнить о сотнях солдат, которые поверили посулам заговорщиков-декабристов и были на Сенатской расстреляны на картечь. Эти обманутые декабристами солдаты, умершие вполне мучительной смертью - лишние в русском социокультурном пространстве. Их не надо. Они мешают чистоте знака: декабристы - благородные герои и мученики. Сочувственное, сопережевательное отношение к молодым восстанцам против царизма за республиканство - персонифицированы в нескольких образах аристократов-офицеров. Как бы им делегированы функции всей массы восставших - храниться памятью потомков и принимать чувства и юбилеи. Сходным образом Анна Франк - знак всех еврейских детей, погибших в Холокосте. А менее известная Таня Савичева - знак советских детей, погибших в Ленинградскую Блокаду. Идеал подобного знака - памятник Неизвестному Солдату. Один за всех и все за одного. Цветы и признание всем канувшим в войне».
Веллер М.И., Эстетика энергоэволюционизма, М., «Аст», 2011 г., с. 19.