Отдельные творческие решения в военном деле…
Подражание уже известным решениямПодражание уже известным решениям - самая распространённая стратегия креатива
X
Отдельные творческие решения в военном деле…
Подражание уже известным решениямПодражание уже известным решениям - самая распространённая стратегия креатива
X
«…для атомной бомбы требовался мощный дальний бомбардировщик.
Задание на его разработку выдали ОКБ Андрея Николаевича Туполева. До войны именно он создал крупнейшие советские самолёты ТБ-1 и ТБ-3. На АНТ-25 совершили легендарный перелёт в Америку через Северный полюс. Сохранились эти традиции и в последующие годы - создатель Пе-8 Петляков большую часть жизни провёл в ОКБ Туполева. Работы начались, но оказалось, что у Сталина вызревало иное решение. Ему давно приглянулась американская «летающая крепость». И проблемы космополитизма, нашего приоритета его не беспокоили. Очень хотелось заиметь такой самолёт, но как его получить? Ещё в 1943 году советская разведка добыла полный комплект бортовой документации стратегического бомбардировщика союзников Б-29. Её перевели на русский язык, внимательно изучили, но она позволяла управлять самолётом, а не производить его. О чертежах и иных производственных документах оставалось только мечтать.
И тут нам, что называется, повезло. На одном из аэродромов на Дальнем Востоке приземлилась заблудившаяся американская «сверхкрепость» Б-29. Янки любят давать своим самолётам имена. Надпись на фюзеляже нашего гостя представляла его как «Бродягу». На сей раз он забрел явно не туда. Правда, союзнические отношения ещё не были окончательно забыты, в инциденте не усматривалось ничего зловещего. Казалось бы, надо накормить экипаж, заправить самолёт и пожелать им счастливого пути. Запросили Москву. Там немедленно доложили Сталину. Вскоре пришёл ответ: команду задержать, самолёт опечатать. Начались переговоры о возвращении людей и самолёта. Дело завершилось так: экипаж вернули, о самолёте же советские представители и слушать не хотели. Американцы махнули рукой, не воевать же из-за бомбардировщика. Но в ухудшение отношений между двумя странами этот инцидент внёс свой вклад.
В 1944 году к «Бродяге» присоединились ещё два Б-29 - «Генерал Арнольд», названный так в честь командующего американскими ВВС, и «Дэйн Хау» (что это означает в переводе с китайского, я не знаю). Они, как и «Бродяга», после бомбежки Японии приземлились на советской территории. Вскоре из Москвы последовал секретный приказ доставить самолёты в столицу. Тут пригодились добытые в своё время инструкции. В спешном порядке по ним подготовили советский экипаж во главе с подполковником Рэйделем. Он перегнал «Бродягу» в Москву на Измайловский аэродром. За ним последовали «Дэйн Хау» и «Генерал Арнольд». Сейчас на месте Измайловского аэродрома бесконечной чередой выстроились Парковые улицы.
Министру авиационной промышленности поступило от Сталина личное распоряжение сделать точную копию. Сроки назывались крайне сжатые. Посмотреть на заокеанскую экзотическую игрушку зачастили «экскурсанты».
Не раз приезжали корифеи Туполев и Ильюшин. Порознь. Андрей Николаевич не жаловал Сергея Владимировича, в своё время они оказались по разные стороны колючей проволоки. Туполев считал, что Ильюшин относится к тем, кто сажал. Так ли это - не мне судить, но отношения между двумя знаменитостями сохранялись далеко не лучшие. Специалисты облазили все закоулки заокеанского гиганта, разобрали и заново собрали многочисленные приборы. Выводы их звучали неутешительно, особенно в области автоматики. Самолёт был напичкан дистанционными следящими системами ведения огня, массой датчиков. О принципе работы некоторых из них оставалось только догадываться. На наших самолётах о подобной роскоши и не мечтали, мы только-только освоили производство электрических автопилотов и очень гордились своим достижением. А тут... Было от чего приуныть. И что доложить Сталину?
Решили выпустить Туполева, у него работа над новым бомбардировщиком наиболее продвинулась. Самолёт получался, в нём использовались последние достижения аэродинамики, моторостроения, всё то, что мы имели. А без того, чего не имели, старались обойтись, выкручивались за счёт русской смекалки. Предложения авиаконструктора легли на стол Сталина.
Аргументы приводились весомые: пока самолёт изучат, сделают чертежи, подготовят производство, он неизбежно устареет. Ведь Б-29 эксплуатируется с середины войны. Пройдут годы, и в результате мы получим музейный экспонат. Куда целесообразнее сосредоточиться на проекте нового бомбардировщика, отвечающего требованиям современной воздушной войны. Казалось, с Туполевым невозможно не согласиться, но Сталин рассудил иначе. Последовала раздраженная команда:
- Повторить, не изменяя ни детали.
Сталин стремился избежать даже малейшего риска. И атомная бомба, и её носитель должны быть точно такими, как их испытали американцы. Это служило гарантией успеха. Атомщики тоже предлагали свой вариант заряда, более мощный и эффективный, но и они получили строгий приказ ни на йоту не отклоняться от добытых разведкой американских чертежей. И уж затем, когда новое оружие будет в руках, придёт время заняться его улучшением. Пояснять свой приказ Сталин не считал нужным.
Подготовили обширное постановление правительства. От Политбюро за успех мероприятия отвечал лично Берия. самолёт получил наименование Ту-4. «Генерала Арнольда» перетащили на Центральный аэродром, разобрали, все детали тщательно упаковали и под охраной развезли по разным уголкам нашей страны. Началась кропотливая работа, ведь сложную техническую систему нельзя скопировать бездумно, механически. Такая копия наверняка не заработает. Требовалось до тонкостей понять принципы, заложенные в основу разработки, а это нелегко. Подчас легче сделать новый прибор, чем понять, как устроена чужая хитроумная игрушка. Нередко для расшифровки загадки требуется более высокая квалификация, чем у самого автора.
«Дэйн Хау» оставили в неприкосновенности как эталон. По нему сверяли каждую деталь: подходит ли, становится ли на место? «Бродягу» передали в ВВС - учить будущих пилотов будущего Ту-4. Для того чтобы выполнить указание и сделать точную копию, пришлось, без преувеличения, создать новую авиационную промышленность. Американский самолёт можно было воспроизвести только по американской технологии. Тут не удавалось выйти из положения за счёт, к примеру, использования водопроводных труб для каркаса крыльев, как это сделал Яковлев на своих истребителях в годы войны.
Ту-4 открыл новую страницу в советском самолётостроении. Учредили новые исследовательские институты и конструкторские бюро: по элементам автоматики, новым технологиям и материалам. Пока же специалисты возились с американскими загадками, строили новые заводы, оснащённые на самом, по тем временам, современном уровне. Так что одновременно с Ту-4 родилось советское авиационное приборостроение. На большинстве современных советских самолётов стоят приборы, датчики, электрические машины, ведущие свою родословную от Б-29. Так что сталинское решение можно трактовать и во благо. Если, конечно, не задумываться, во что оно обошлось. Однако, когда Ту-4 появился в войсках, все убедились в правоте Туполева: для современной войны бомбардировщик не годился.
Наша авиация получила носители атомных бомб, как две капли воды похожие на уничтожившие Хиросиму и Нагасаки, но главную задачу так и не решили, территория США оставалась неуязвимой, тогда как на картах американских ВВС нашу страну покрывали окружности, демонстрирующие возможности авиационных баз, рассыпанных по Европе и Азии».
Хрущёв С.Н., Никита Хрущёв: рождение сверхдержавы, М., «Время», 2010 г., с. 39-41.
В СССР Ту-4, обладающий дальностью полёта 5100 км был последним тяжёлым бомбардировщиком с поршневыми двигателями.