Приводимый ниже случай интересен тем, что Н.В.Гоголь, получив от А.С. Пушкина творческий толчок в виде роскошных тем будущих произведений, начал «расти над собой»…
«Гоголь в начале своей писательской деятельности - наивный рассказчик с врождённым чувством юмора. Пушкин, оценив способности, дремлющие в этом юноше, первым советует ему отнестись серьёзно к своей работе. Более того, он уступает ему как доказательство веры в его талант сюжеты комедии «Ревизор» и романа «Мёртвые души».
Занятый разработкой своих первых представлений о романе, Гоголь признаётся, что не может уже писать, как раньше, без плана и ясного понимания смысла и значения произведения. Чичиков живёт в его воображении, но что представляет собой этот характер по своему социальному положению и почему он говорит или действует так, а не иначе, об этом автор задумывается только теперь; точно так же он только теперь задаёт себе вопрос о задачах поэтического творчества, о его воспитательном значении, а это означает уже понимание труда поэта как общественной обязанности, связанной с большой ответственностью.
«Чем более я обдумывал свое сочинение, - замечает Гоголь, - тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатлелись истинно русские, коренные свойства наши... Мне хотелось сюда собрать одни яркие психологические явления, поместить те наблюдения, которые я делал издавна сокровенно над человеком, которые не доверял дотоле перу, чувствуя сам незрелость его, которые, быв изображены верно, послужили бы разгадкой многого в нашей жизни...».
Гоголь Н.В., Полное собрание сочинений в 14-ти томах, Том 8, М., Изд-во АН СССР, 1952 г., с. 442».
Михаил Арнаудов, Психология литературного творчества, М., «Прогресс», 1970 г., с. 402.