Утрата идейного содержания группой творцов – описание случая «Молодой Германии» Фридрихом Энгельсом

В 30-х годах XIX века в Германии возник литературный кружок / течение:  Молодая Германия / Junges Deutschland». Фридрих Энгельс в фельетонной манере прокомментировал ряд их инициатив  так:

«Во всяком движении, во всякой идейной борьбе существует известная категория  путаных голов, которые чувствуют себя совсем хорошо только в мутной воде. До  тех пор, пока самые принципы ещё не выкристаллизовались, таких субъектов  терпят; пока каждый только стремится к ясности, нелегко распознать раз  навсегда определившуюся неясность этих субъектов. Но когда элементы  обособляются, принцип противопоставляется принципу, тогда настаёт время  распрощаться с этими никчёмными людьми и окончательно с ними разделаться,  ибо тогда их пустота обнаруживается ужасающим образом. […] К такого рода людям принадлежит и г-н Александр Юнг (автор ряда книг и издатель журнала – Прим. И.Л. Викентьева) […]

Затем г-н Юнг переходит к понятию «современного» и мучительно возится с ним  на шести страницах, не будучи в силах с этим справиться. Да это и  естественно! Как будто «современное» может когда-либо «быть возведено в  понятие»! Как будто столь смутное, бессодержательное, неопределённое  выражение, повсюду с особой таинственностью выдвигаемое поверхностными  умами, может когда-либо стать философской категорией! Какая дистанция между  «современным» Генриха Лаубе, которое отдаёт аристократическими салонами и  олицетворяется лишь в образе какого-нибудь дэнди, и «современной наукой» в  заголовке «Вероучения» Штрауса! Вопреки всему этому г-н А. Юнг усматривает в  этом заголовке доказательство того, что Штраус признаёт над собой власть  «современного», именно младогерманского «современного», и единым махом  ставит его на одну доску с «молодой литературой». В конце концов, он  определяет понятие «современного» как независимость субъекта от всякого  чисто внешнего авторитета. Мы давно уже знаем, что стремление к этому  является основным моментом нынешнего движения, и никто не отрицает, что сюда  примыкают и приверженцы «современного»; но тут прямо-таки блестяще  обнаруживается нелепость стараний г-на Юнга непременно возвести часть в  целое, пережитую переходную эпоху представить как время расцвета. «Молодую  Германию» нужно, видите ли, во что бы то ни стало сделать носительницей  всего духа времени, а мимоходом и Гегелю приходится отвести соответствующее  местечко. Мы видим, что г-н Юнг до сих пор находился в состоянии раздвоения:  в одном уголке сердца он носил Гегеля, в другом - «Молодую Германию».  Теперь, составляя эти лекции, он вынужден был поставить то и другое в связь.  Нелёгкая задача! Левая рука ласкала философию, правая рука - поверхностную,  мишурную нефилософию, и воистину, по-христиански, правая рука не ведала, что  творила левая. Как выйти из такого положения? Вместо того чтобы честно  отказаться от одной из несовместимых склонностей, он смелым поворотом вывел  нефилософию из философии.

С этой целью бедному Гегелю отводится тридцать страниц. На могилу великого  человека изливается мутным потоком напыщенный, высокопарный апофеоз; затем  г-н Юнг силится доказать, что основной чертой гегелевской системы является  утверждение свободного субъекта в противовес гетерономии косной  объективности. Но вовсе не нужно быть особенным знатоком Гегеля, чтобы  знать, что он стоял на гораздо более высокой ступени, придерживаясь точки  зрения примирения субъекта с объективными силами, что он относился с  огромным почтением к объективности, ставил действительность, существующее  гораздо выше субъективного разума отдельной личности и от последней как раз  и требовал признания объективной действительности разумной. Гегель не был  пророком субъективной автономии, как полагает г-н Юнг и как она проявляется  в форме произвола у «Молодой Германии». […]

Если бы с подобными суждениями выступил молодой, только что начинающий  автор, с этим можно было бы ещё примириться. Ведь кое-кто в течение  известного времени возлагал надежды на «молодую литературу» и в расчёте на  будущее оценивал её произведения более снисходительно, чем сделал бы это при  других обстоятельствах, следуя своему внутреннему убеждению. Особенно тот,  кто воспроизводил в своём собственном сознании последние ступени развития  германского духа, вероятно, когда-нибудь и относился с особой симпатией к  произведениям Мундта, Лаубе или Гуцкова. Но с тех пор литературное движение  пошло энергично вперёд, оставив далеко позади это направление, и пустота  большинства младогерманцев обнаружилась с ужасающей очевидностью.

«Молодая Германия» вырвалась из неясности неспокойного времени, но сама ещё  оставалась в плену этой неясности. Мысли, бродившие тогда в головах в  смутной и неразвитой форме и осознанные позже лишь с помощью философии,  были использованы «Молодой Германией» для игры фантазии. Этим объясняется  неопределённость, путаница понятий, господствовавшие среди самих  младогерманцев. Гудков и Винбарг лучше других знали, чего они хотят, Лаубе - меньше всех. Мундт гонялся за социальными фантасмагориями; Кюне, в котором  проглядывало кое-что от Гегеля, схематизировал и классифицировал. Но при  всеобщей неясности мысли не могло получиться ничего путного. Мысль о  полноправности чувственного начала понималась, по примеру Гейне, грубо и  плоско; либеральные политические принципы были различны у разных лиц, и  положение женщины давало повод к самым бесплодным и путаным дискуссиям.  Никто не знал, чего ему ждать от другого. Всеобщей неурядице того времени  следует приписать и меры, принятые различными правительствами против этих  людей. Фантастическая форма, в которой пропагандировались эти воззрения,  могла лишь способствовать усилению путаницы. Младогерманцы, благодаря  внешнему блеску их произведений, остроумному, пикантному, живому стилю,  таинственной мистике, в которую облекались главные лозунги, а также  возрождению критики и оживлению беллетристических журналов под их влиянием,  привлекли к себе вскоре массу молодых писателей, и через короткое время у  каждого из них, кроме Винбарга, образовалась своя свита.

Старая, бесцветная беллетристика должна была отступить под напором юных сил, и «молодая  литература» заняла завоёванное поле, поделила его между собой - и во время  этого дележа распалась. Так обнаружилась несостоятельность принципа.  Оказалось, что все ошибались друг в друге. Принципы исчезли, всё дело  свелось лишь к личностям. Гуцков или Мундт - вот как ставился вопрос.  Журналы стали наполняться дрязгами различных клик, взаимными счётами,  пустыми спорами.

Лёгкая победа сделала молодых людей заносчивыми и тщеславными. Они считали  себя всемирно-историческими характерами. Где бы ни появлялся новый писатель,  ему немедленно приставляли к груди пистолет и требовали безусловного  подчинения. Каждый претендовал на роль единственного литературного бога. Да  не будет у тебя других богов, кроме меня! Малейшее неодобрение вызывало  смертельную вражду. Таким образом, это направление утратило всякое идейное  содержание, какое оно когда-то ещё имело, и опустилось до чистейших дрязг…».

Фридрих Энгельс, Александр Юнг. «Лекции о современной литературе немцев» / К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, Том 1, М., «Государственное издательство политической литературы», 1961 г.