Понятие «спонтанность» по В.В. Налимову

В начале цитируемой книги В.В. Налимов пишет, что «…вероятностно ориентированная философия в целом направлена на то, чтобы по-новому осветить следующие проблемы»:

- Если сознание человека-это преобразователь смыслов, то как возможно построение математически заданной семантической модели личности?
- Как возможно сравнение такой модели с тем, что ранее было сказано о природе человека в академической и религиозной философии?
- Как возможна единая модель, задающая творчество в самом широком его понимании, включающем развитие как ноосферы, так и биосферы?
- Как возможно введение представления о собственном времени как о мере изменчивости? Как возможны собственные ритмы?
- Если сейчас во всём мире со всей остротой ставится вопрос о том, что есть здоровая - гармонически развитая личность, то как можно задать математически семантическую модель такой личности? Как можем мы сейчас попытаться представить семантический портрет человека будущего?
- Как возможен искусственный интеллект? Что принципиально возможно и невозможно в моделировании сознания человека средствами ЭВМ?  и т.п.

 В конце книги автор – вместо перечисления нерешённых им проблем – вводит новое понятие «Спонтанность», цитирую:

«Прошло уже много более 2000 лет со дня ухода из жизни Сократа: далеко ли мы продвинулись в понимании главного вопроса жизни - вопроса о смерти? Резюмируя всё сказанное выше, хочется повторить, что бессмысленно говорить о бессмертии личности. Бессмысленно хотя бы уже потому, что личность принадлежит тому миру, где всё смертно. Разумнее говорить о другом - о том, что личность соприкасается с бессмертным.

Соприкасается через спонтанность. Спонтанность - это реальность другого мира, смежного нашему.

Спонтанность:

Не подчиняется причинно-следственным связям.

Не локализована в физическом пространстве - в нем она только проявляет себя.

Не персонализирована - персонализируется только её проявление.

Не ограничена временными рамками, она отождествляется с забеганием вперед, что порождает завихрение времени.

Принадлежа другому миру, не может умирать в нашем мире».

Налимов В.В., Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности, М., «Прометай», 1989 г., с. 6-7 и 240.