Ошибки при построении научных моделей
Язык и семиотикаОткрытия в области языкознания, лингвистики и т.п.
X
Ошибки при построении научных моделей
Язык и семиотикаОткрытия в области языкознания, лингвистики и т.п.
X
Сэмюэль Кларк пытался построить логическую модель Библии…
«У истоков западной культуры стояли, казалось бы, взаимно абсолютно несовместимые тексты - Библия и логические трактаты Аристотеля, которые позднее были названы Органоном.
Библия выступала как текст, задающий основные ценностные представления культуры. Её тексты представлены в крайне размытой системе суждений. Всякая попытка их логического осмысления немедленно показывает, что они часто могут находиться друг к другу в отношении противоположности, хотя мысль Аристотеля, воспринятая в том числе и Церковью (Бл. Августин, Фома Аквинский), требовала, чтобы раскрытие основополагающего текста опиралось на формальную логику.
Неоднократно делались попытки дать завершенное и компактное изложение если не всей Библии, то хотя бы её части. Пэйлин [Pailin, 1973] упоминает об одной такой попытке, сделанной в Англии Сэмюэлем Кларком в начале XVII века. Изучая проблему Троицы, он выписал 880 относящихся сюда различных текстов из Нового Завета под различными заголовками и попытался дать доктринальную импликацию того откровения, которое явно содержится в Священном Писании.
Естественно, что эта попытка была осуждена. Кларк был эффективно наказан Англиканской церковью хотя бы тем, что ему так и не дали никогда епископата, и его судьба оказалась предупреждающей историей об опасности употребления Библии для установления истинной христианской веры!
Мы могли бы неудачу поучительной попытки Кларка объяснить так: невозможно доктринально имплицировать многообразие основополагающих высказываний, посвящённых одной и той же теме, так как нельзя их брать с одним и тем же весом или с весами, независимыми от той ситуации, с которой эти высказывания мы готовы соотнести».
Налимов В.В., Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности, М., «Прометай», 1989 г., с. 136.