«Каждая специальная наука исходит из ряда особых посылок и понятий, которые она не проверяет, а берёт в готовом виде как основу своей научной работы.
Таковы понятия «причинная связь», «бытие», «субстанция», «качество», «отношение» и т. п., посылки вроде того, что «каждое явление имеет свою причину» и т. п.
Наряду с понятиями и посылками, общими всем или нескольким наукам, каждая наука имеет и свои особые, отдельные понятия и посылки, и часто посылки и понятия одной науки не только не совпадают с таковыми же другой науки, но даже как будто прямо им противоречат. Так, естествознание в настоящее время отвергает понятие «цели явлений» и ищет только внешние причины явлений, а обществоведение (напр., история, политическая экономия) не может обойтись без понятия цели, без телеологических объяснений (потому что всякое объяснение исторических явлений сводит их к каким-либо стремлениям людей). Физика исходит из понятий и предпосылок, которые совершенно чужды, напр., психологии.
Если мы суммируем итоги отдельных наук, то они поэтому не уложатся в стройную непротиворечивую систему, а составят набор противоречивых суждений. Поэтому нужна особая наука, которая уясняет и проверяет высшие общие посылки и понятия всех специальных наук и таким образом создаёт систему цельного знания. Она уясняет, напр., что такое «причинная связь» вообще, как она возможна, какие виды её могут быть в разных областях бытия, каково отношение между внешней причиной и целью и т. п.
Такая наука и есть философия».
Франк С.Л., Введение в философию в сжатом изложении, Пб., 1922 г., с. 6.
С.Л. Франк пишет скорее о желаемом, чем о существующем уровне философии – см.: Обычная ошибка сверхрекламы.