«… я имею в виду не журналиста-репортёра (собака укусила человека), не журналиста-ловца сенсаций (человек укусил собаку), не журналиста-очеркиста (текут мутные воды Сены, Темзы, Рейна и т.д.), а журналиста-аналитика. Я и себя не воспринимал как журналиста. Скорее как партийного работника, которого «бросили» на журналистику. Или как учёного, для которого журналистика - нечто вроде прикладной социологии, прикладной политологии... Выделю три момента, три «аксиомы Бовина».
Первая. Надо знать то, о чём пишешь. Знать не приблизительно, а досконально. Есть журналисты, которые работают с «натурой». Приехал, скажем, в Израиль или во Францию, поездил по стране, поговорил с политиками, с «улицей» - и соорудил статью. У меня другой метод. Я работаю с «бумагой» - изучаю документы, читаю книги, научные журналы. И затем, сидя у себя в кабинете, пишу. Пишу о политике Франции до поездки во Францию. И далее - Париж, встречи с министром иностранных дел, с коллегами... Тут - критический момент. Если я в кабинете не попал в точку, что-то недоучёл, ошибся, вношу, конечно, коррективы. Но, как правило, «домашние заготовки» не подводили. А «натура» - материал для разукрашивания («как сказал мне министр иностранных дел...») загодя сделанного анализа. Что так ценится редакторами и читателями. А для меня все эти «как сказал» - лишь виньетки, бантики к тексту, который был результатом работы над бумагами. Не надо бояться не угадать, ошибиться - вот главное для «прогнозиста». Знания плюс опыт (интуиция) - и можно попробовать заглянуть за горизонт. Бывало, ошибался. Но чаще угадывал. Везло.
Вторая аксиома. Необходимо точно знать, что вы хотите сказать читателям. То есть под каким соусом, в каком ракурсе, пропустив через какую призму, вы считаете нужным изобразить реальное, действительное, хорошо вам известное (см. аксиому N 1) положение дел. Грубо, цинично говоря, вы должны всегда контролировать степень и характер искажения действительности. Иногда эта степень стремится к нулю, иногда достигает «точности наоборот».
В данном случае я абстрагируюсь от нравственной оценки указанной аксиомы. Ибо сама эта оценка зависит от системы координат, в которой идёт работа. Я лишь настаиваю на том, что в любом случае убеждения, взгляды, мировоззрение журналиста отражаются на его творчестве. И лучше понимать, знать это и отдавать себе отчёт в содеянном.
И, наконец, аксиома третья. То, что вы хотите сказать людям, надо сказать так, чтобы было интересно читать и чтобы вам поверили. Если аксиома N 1 сближает работу журналиста-аналитика с работой учёного, если аксиома N 2 показывает его идеологическую ипостась, то аксиома N 3 - это область собственно журналистского мастерства, профессиональной пригодности журналиста. Вы можете служить истине (или думать, что служите ей), что бывает редко, вы можете служить интересам (страны, группы, своим), что бывает гораздо чаще, но как бы то ни было, вы должны уметь убедить людей, заставить их поверить вам. Как минимум - заставить читателей отнестись к вам серьёзно, задуматься над вашими аргументами.
Далее. Не следует слишком серьёзно относиться ни к своей работе, ни к самому себе. Доказательства? «Вся наша жизнь - игра!» И ещё: если ко всему и, главное, к самому себе относиться серьёзно, можно сойти с ума. Сказанное вовсе не означает, что можно работать кое-как, спустя рукава. «Коекакерство» недопустимо! Но можно уметь видеть себя и свою деятельность как бы со стороны, с определённой дистанции и с хорошей дозой иронии... Когда меня спрашивают, какова ваша специальность, отвечаю: я дилетант высокой квалификации. Из двух установок: знать всё о чём-либо или знать что-либо обо всём - я выбираю последнюю. Так мне интереснее, веселее, если угодно, жить и работать. И тут начинается игра. Я симулирую узкий профессионализм. Если я пишу о Китае, то стремлюсь написать так, чтобы китаист видел во мне коллегу. Если об Антарктиде, то должно создаться впечатление, что я - за неимением там министра иностранных дел - беседовал с пингвинами. И так далее. Бывали иногда проколы».
Бовин А.Е., XX век как жизнь. Воспоминания, М., «Захаров», 2003 г., с. 597-598.