Психофизиологические эффекты человека
Принципы запретаПринципы запрета
Мифы о творческих личностяхМифы, связанные с творческой деятельностью, теорией творчества и самими творческими личностями…
X
Психофизиологические эффекты человека
Принципы запретаПринципы запрета
Мифы о творческих личностяхМифы, связанные с творческой деятельностью, теорией творчества и самими творческими личностями…
X
Заметим, что основные законы природы выражаются в форме запретов: невозможно построить вечный двигатель (термодинамика), передать сигнал со скоростью, превышающей скорость света в вакууме (теория относительности), одновременно измерить координату и скорость электрона (квантовая механика). Мы убеждены, что неосознаваемость критических моментов творчества, принципиальная бессмысленность составления его рецептов, его алгоритмов представляет один из таких фундаментальных запретов. Повторяем, программирование всех без исключения этапов творчества (будь оно теоретически достижимо) сделало бы творчество невозможным. И дело здесь совсем не в ограниченности наших знаний о высших проявлениях деятельности мозга, а в принципиальных ограничениях, наложенных самой природой.
В нейрофизиологическом плане механизмы творчества нельзя понять как процесс непосредственного отражения мозгом связей между объектами окружающего мира. Эта деятельность скорее протекает по принципу психического мутагенеза, по принципу отбора новых нервных связей, первично уже возникших в мозгу.
К сходному выводу значительно позднее К.А. Тимирязева пришёл и К. Поппер: Я предполагаю, что организм не ждет пассивно повторения события (или двух событий), чтобы запечатлеть или зарегистрировать в памяти существование закономерной связи. Скорее организм активно пытается навязать миру догадку о закономерности... Не ожидая повторения событий, мы создаем догадки, без ожидания предпосылок мы делаем заключения. Они могут быть отброшены. Если мы не отбросим их вовремя, мы можем оказаться устранены вместе с ними. Это теория активного выдвижения догадок и их опровержения есть разновидность естественного отбора.... (Popper К.R., Eccles G.С. The self mid its brain. Springer International. 1977, p. 137-138). При крайней ограниченности наших знаний о нейрофизиологических основах деятельности сверхсознания можно указать лишь на отдельные факты, заслуживающие внимания и дальнейшей разработки.
1. Большую роль здесь несомненно играет правое (у правшей) неречевое полушарие мозга, связанное с оперированием чувственно непосредственными образами, с музыкальными и комбинаторными способностями. Некоторые авторы, связывающие функционирование сознания исключительно с левым (речевым, понятийным) полушарием склонны преуменьшать роль правого полушария в высших проявлениях деятельности мозга. Это обстоятельство лишний раз подчёркивает необходимость введения представлений о сверхсознании вместо ошибочного отнесения процессов творчества к подсознанию как к чему-то явно уступающему сознанию, несопоставимому с ним.
2. Решающая роль потребностей, мотиваций и эмоций в творческо-познавательной деятельности человека указывает на важнейшее значение лобных отделов коры больших полушарий мозга, имеющих особенно тесные анатомические связи с так называемой лимбической системой мозга - не про физиологической основой мотивационно-эмоциональной сферы психики.
3. Физиологическая реальность психических мутаций подтверждается механизмом доминанты, описанным А.А. Ухтомским, способностью доминантного очага возбуждения в мозгу отвечать на внешние стимулы, которые лишь предположительно могут оказаться адекватными для данной (например, оборонительной) реакции. Возникновение доминант придаёт явлениям действительности объективно не присущее им сигнальное значение.
4. Исключительно интересны функции гиппокампа - отдела мозга, регулирующего поток информации, навлекаемой из памяти. Имеются основания предполагать непосредственное участие гиппокампа и генезе психических мутаций - непредсказуемых (но не случайных!) комбинаций следов хранящихся в памяти впечатлений. В состоянии сна этот механизм участвует в формировании сновидений, а в бодрствующем состоянии - в механизмах творчества на стадии интуитивных догадок, гипотез и предположений.
Симонов П.В., Сверхзадача художника в свете психологии и нейрофизиологии, в Сб.: Мейлах Б.С., Хренов Н.А., Психология процессов художественного творчества, Л., Наука, 1980 г., с. 40-42.