Организация научной деятельности - за исключением творческих аспектов…
Проекты создания творческих коллективовПроекты создания новых творческих коллективов
X
Организация научной деятельности - за исключением творческих аспектов…
Проекты создания творческих коллективовПроекты создания новых творческих коллективов
X
«В своей неоконченной работе «Новая Атлантида» Бэкон (опубликована посмертно в 1627 году – Прим. И.Л. Викентьева) описал страну, где вся жизнь людей связана с достижениями научно-технического прогресса, которым управляет Дом Соломона.
Это учреждение не только организует научные исследования и работу над многообразными техническими изобретениями, но и обеспечивает их внедрение в промышленность и сельское хозяйство, в здравоохранение, в бытовую жизнь людей. Оно распоряжается природными ресурсами страны и их эффективным использованием.
Дом Соломона регулярно делает прогнозы погоды, предупреждает о массовых заболеваниях, нашествиях саранчи, землетрясениях и наводнениях. Он осуществляет широкую пропаганду научных знаний среди населения. Члены Дома Соломона создали специальные галереи, в которых представлены для обозрения различного рода новшества, а также статуи авторов замечательных изобретений. Научная деятельность членов Дома Соломона прекрасно организована. Одни из них регулярно выезжают в другие страны и привозят из них научные книги. Другие занимаются извлечением из книг необходимой научной информации. Третьи проводят различного рода опыты. Четвёртые оформляют полученные результаты. Пятые занимаются научными обобщениями, выявлением закономерностей. Наконец, имеется специальная группа людей, которые занимаются изобретениями.
Дом Соломона располагает специальными помещениями с размещённым в них оборудованием, приспособленным для научных исследований. Особое внимание в Доме Соломона уделяется подготовке молодых учёных, что необходимо для непрерывности научной деятельности в государстве.
В книге «О достоинстве и приумножении наук» (1623) Бэкон писал:
«... Драгоценнейшая влага знания... очень скоро целиком погибла бы и исчезла, если бы её не сохраняли в книгах, преподавании, беседах и главным образом в определённых местах, предназначенных для этого, - в академиях, коллегиях, школах, где науки получают как бы постоянное местожительство и сверх того возможности и средства для своего роста и укрепления.
Что касается деятельности, относящейся к развитию научных учреждений, то её можно разделить на четыре рода: строительство зданий, выделение денежных средств, предоставление привилегий, утверждение уставов и положений - всё это должно, прежде всего содействовать достижению необходимого покоя и освободить учёных от посторонних забот и неприятностей».
Бэкон особое внимание уделял проблеме подготовки научных кадров, считая, что для этой цели необходимо привлекать самых квалифицированных специалистов, обеспечивая их труд достойной оплатой. «Я, безусловно, - писал он, - самым резким образом осуждаю скудость оплаты (особенно у нас) преподавателей как общих, так и специальных дисциплин... Для того чтобы процветали науки, нужно придерживаться военного закона Давида: «Чтобы доставалась равная часть идущему в битву и остающемуся в обозе», ибо иначе обоз будет плохо охраняться. Так и преподаватели для науки оказываются, так сказать, хранителями и стражами всех её достижений, дающих возможность вести бой на поле науки и знания. А поэтому вполне справедливо требование, чтобы их оплата равнялась заработку тех же специалистов, занимающихся практической деятельностью».
Считая, что наука по самой своей природе интернациональна, Ф. Бэкон пропагандировал усиление взаимодействия учёных разных стран. Он подчёркивал необходимость взаимодействия и университетов как важных учреждений, где не только готовятся будущие учёные, но и приумножаются научные знания. «Есть ещё одно, несколько более важное обстоятельство, на которое я хотел бы обратить внимание. Ведь если успешное развитие науки в немалой степени зависит от разумной организации отдельных университетов и правильного управления, то ещё больших результатов можно было бы добиться, если бы все университеты, рассеянные по Европе, установили между собой более тесную связь и сотрудничество».
Ф. Бэкон явился активным пропагандистом эксперимента, который в это время только начал входить в науку как эффективный метод познания. Понимая огромную значимость науки для жизни людей, он полагал, что наука должна пользоваться определённой методологией, которая обеспечит её быстрое развитие. Опора в научных суждениях на опыт, постепенное, шаг за шагом движение от единичных фактов к обобщению, а от него - к другому обобщению более высокого уровня - вот путь научного познания. Нужно построить индуктивную логику исследования и каждый учёный обретёт тогда возможность получать множество важных научных результатов. Он создал индуктивную логику открытия, считая, что теперь появилась невиданная возможность в раскрытии тайн природы. «Наш же путь открытия наук таков, - пишет Ф. Бэкон, - что он немногое оставляет остроте и силе дарования, но почти уравнивает их. Подобно тому, как для проведения прямой линии или описания совершенного круга много значат твёрдость, умелость и испытанность руки, если действовать только рукой, мало или совсем ничего не значат, если пользоваться циркулем и линейкой. Так обстоит и с нашим методом»»
Девятова С.В., Купцов В.И., Возникновение первых академий наук в Европе, журнал «Вопросы философии», 2011 г., N 9, с. 127-128.