Одержимость человека идеей, творчеством по В.П. Эфроимсону

«…при обилии тестов интеллекта специальные, предназначенные для определения творческих способностей тесты к концу первой половины XX века почти отсутствовали, хотя психологи США ясно ощущали острую нужду в тестах на гибкость, инициативу, изобретательность, адаптируемость, оригинальность, находчивость, быстроту реакции. Группа исследователей в 1967 г., изучая большое число учёных преимущественно из национального управления авиационных и космических исследований (НАСА), создала схематический портрет ученого творческого типа.

Такой учёный уверен в своих профессиональных знаниях и в способности работать на очень высоком уровне. Нередко эта уверенность в своих силах распространяется и на другие области деятельности. Учёные творческого типа чрезвычайно независимы - это качество, обнаруживающееся почти в каждом исследовании творческих людей. Они считают себя способными к правильной самооценке и не склоняются перед общественным мнением. Они, как и можно было бы ожидать, рано ориентированы в интеллектуальном направлении. Наиболее успешные учёные в высокой степени преданы своему делу, часто они отказываются даже от других интересов, не имеют никаких посторонних увлечений, зачастую снижена их семейная активность. У них очень высокий уровень стремлений, притязаний и задач, которые они намерены осуществить в будущем. С высоким уровнем реализованной творческой активности очень сильно скоррелировано (прямая зависимость) раннее окончание школы - в среднем 15-16 лет, при этом они обычно по успехам обгоняют и своих одноклассников, и однокурсников в университетах. Позднее окончание школы с творческим дарованием скоррелировано отрицательно. Небезынтересно, что разработанные авторами этого исследования критерии для предсказания творческой продуктивности очень хорошо оправдали себя в дальнейшем при изучении персонала крупной фармацевтической фирмы. Таким образом, удалось показать, что эти критерии носят весьма универсальный характер.

Нетрудно сделать вывод, что большинство подлинно творческих учёных можно охарактеризовать как «одержимых», во всяком случае, с обывательской точки зрения. Но в эпохи, когда творческая научная деятельность не пользовалась общественным признанием, люди, подобные великому английскому астроному Уильяму Гершелю-старшему, который не мог прекратить шлифовку свих зеркал, так что его сестра кормила его, вкладывая кусочки пищи в раскрытый рот, редко пользовались особым авторитетом у окружающих.

Заслуги Гершеля - открытие планеты Уран, двойных звёзд, обнаружение инфракрасного солнечного излучения. Очень славная женщина, десятки лет заботившаяся о Д'Аламбере, постоянно жалела его как неудачника, а он в это время писал Энциклопедию вместе с Дидро, обосновывал теорию возмущения планет, создавал труды по теории дифференциальных уравнений, теории рядов».

Эфроимсон В.П., Педагогическая генетика. Родословная альтруизма, М., «Время знаний», 2010 г., с. 32-33.

 

Учение о доминанте по А.А. Ухтомскому