Цельность личности по Георгию Гурджиеву

«В лекциях, читанных в Англии, Франции, Германии и Америке в первой половине 1920-х годов, Гурджиев подчёркивал, сколь трудным делом для человека являются активная память, внимание, самонаблюдение.

«Если вы думаете, что можете наблюдать за собой в течение пяти минут, то это неверно [...].

Если вы просто констатируете, что не можете наблюдать за собой, тогда вы правы».

Между тем именно эти три рода активности -  память, внимание, самонаблюдение - ведут к воссоединению разъединёных центров человеческого «Я», к установлению связи между ними.

Гурджиев настаивал на том, что вне специальной практики человек не обладает цельностью собственного «Я».

«Человек - это многосложное существо. Обычно, когда мы говорим о себе, то говорим «я». [...] Этого «я» не существует или скорее существуют сотни, тысячи маленьких «я» в каждом из нас». Одни «я» принадлежат интеллектуальному центру, другие - эмоциональному, третьи - моторному. «Память, внимание, наблюдение - это не что иное, как исследование одного центра другим, или прослушивание одного центра другим».

Поэтому один из афоризмов Гурджиева гласил: «Помни сам о себе всегда и везде».

Ученик, последователь и популяризатор идей Гурджиева П. Д. Успенский с ещё большей отчётливостью развивал эти положения. По Успенскому, человек должен стремиться к постоянству своего «Я». Исходно же у него нет одного неизменного Эго, ибо нет контролирующего центра, связующего различные жизненные проявления. «Всякая мысль, всякое чувство, ощущение, желание, хотение и нехотение есть некое Я. Эти Я не связаны и не скоординированы друг с другом каким бы то ни было образом. Каждое из них зависимо от перемен во внешних обстоятельствах и от изменения впечатлений. Одно из них механически следует за другим, иные проявляются всегда в компании других. Но в этом нет ни порядка, ни системы».

К порядку, к связующему различные «Я» контролю, к преодолению механистичности человек может прийти через самонаблюдение и память, которые требуют чрезвычайной концентрации усилий. «Во-первых, […] вы сами себя не помните, т.е. вы не отдаёте себе отчёта о самих себе, когда стараетесь за собой наблюдать. Во-вторых, наблюдение затрудняется непрерывным потоком мыслей, чувств, образов, эхом прошлых разговоров, фрагментов эмоций, текущих сквозь ваш ум и очень часто отвлекающих внимание от наблюдения». О памяти Успенский говорит обстоятельно и подробно: «Теперь укажем главный пункт работы над собой. Если мы представляем, что все трудности в работе зависят от того, что мы не можем помнить о себе, то мы уже знаем, что нам делать. Нужно стараться помнить о себе. […] Само-воспитание […] должно […] базироваться на осознании того факта, что мы не помним себя, но что в то же самое время мы в силах себя вспомнить, если мы приложим достаточные усилия и правильным образом. […] Вы должны помнить, что нами найдено слабое место в стенах механичности. Таково знание о том, что мы сами себя не помним, и осознание того, что мы можем постараться вспомнить самих себя. Вплоть до этого момента нашей задачей было только изучение самих себя. Теперь вместе с пониманием необходимости действительных в нас изменений начинается работа». […]

…работа памяти ведёт к обретению личностью её единства - убеждение, в обоих случаях основанное на том, что вне специальных духовных и психических усилий личность дробится на множество отлучённых друг от друга «я»..

Аверин Б.В., Дар Мнемозины: романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции, СПб, «Амфора», 2003 г., с. 46-48.

 

Интеллектуальные умения и навыки по И.Л. Викентьеву