Военные принципы А.В. Суворова в изложении И.А. Ильина

А.В. Суворов …выносил и воплотил в жизнь новое христиански-национальное восприятие войны и военного дела, которое тут же применил на практике сначала в своей роте, затем в полку и, наконец, в воспитанной им и руководимой армии, не считаясь с широко распространёнными взглядами на этот счёт за рубежом и отчасти в России.

Его жизнь - это пламя любви и восторг созерцания: он любил Отчизну свою как средоточие истинно православной веры; и он любил человека, всякого отдельного: простого Петра и Якова, всякого солдата, любил таким, каков он есть: каждый из них был для него своеобразной личностью с бессмертной душою, с отважным сердцем, с ясной на свой лад, восприимчивой к ученью головой.

Он верил твёрдо, верил неколебимо в русского родного парня, в его способности и ставил себе задачу - пробудить и воспитать в нем духовную, храбрую, религиозно крепкую, закаленную личность воина.

Рота, полк, армия - для него это единый, живой, органично спаянный единым делом организм, где каждая личность призвана не просто уразуметь общий смысл и цель боевой операции, но творчески подойти к своей собственной роли в ней, стать способной на стихийный порыв.

Вот его главные принципы:

1. Чётко раскрыть солдату и офицеру религиозный смысл его службы и его профессии. В своей чудаковато-поразительной, чеканной, отрывистой и лаконичной манере речи он был как удар молнии: Умирай за Дом Богородицы! Умрёшь - царство Божье твоё! Жив останешься - честь и слава тебе! Молись Богу! От Него победа! Бог нас водит. Солдат должен чувствовать, - писал он, - что Господь рядом стоит, тогда он будет стремиться к почестям.

2. Второй принцип - внушать солдату рыцарскую мораль. Это значит опять же: Молись! Будь благочестивым и праведным! Обывателя не обижай! Не веди войну с женщинами! Не трогай детей! Никогда не убивай напрасно - грех! Неприятель сдаётся - пощади! Победителю прилично великодушие. Без чувства чести не может быть порядочного солдата. Веруй в Бога! Уверенность в своих силах - залог отваги. Внимание и снисходительность к противнику. Солдат должен вести себя как христианин и чудо-богатырь. Каждый солдат. От барабанщика до фельдмаршала.

3. Обучение военного то же, что и духовное воспитание - личная самостоятельность, проницательность, отвага, закалка, инициатива, технические способности. Таким он был и сам. Тщедушный, слабый здоровьем, он закалил себя не только обтиранием, ранним подъёмом, горячим и холодным душем, ездою верхом, бегом на лыжах, но и тем, что развил в себе нечеловеческую силу самовнушения, с помощью которой, словно чудом, ему удалось прервать естественный ход своих недугов.

Ничего из шерстяных вещей, одеял, перчаток, мехов. Вместо кровати - сено. Никакого вина.

Строгая мера во всем. Бесконечное чтение и размышление. Он говорил и читал на французском, немецком, латинском, итальянском, польском, турецком и финском.

Он был безгранично храбр и такой же храбрости требовал от своих офицеров и солдат: с опасностью надо играть; офицер и генерал всё должны сами уметь и постоянно показывать, как надо делать, искать новую методу. Ни единого приказа - без показа.

4. Битва подобна религиозному акту, таинству причастия: она требует от человека высшего очищения духа и высшего напряжения души, тела, нервов. Легко и радостно надо идти на смертный бой, с жертвенностью в сердце, с чистым взором, с трезвым порывом, с волевой готовностью идти до конца. Тогда победа придёт.

5. Пятый принцип: армия - живой организм, где всё взаимосвязано и взаимослажено: фронт и тыл, командование и солдатские массы, все роды войск, довольствие и расположение подразделений, а потому - единство, неустанная практическая тренировка в совместной работе, общая цель и солидарность.

6. Целеустремлённая, упорная подготовка любого маневра на основе творческого анализа данных - будь это переправа через реку, осада крепости, окопы, кавалерийская атака, уличный бой и т. д. То, что будет происходить, надо изучить и усвоить сегодня до мельчайших подробностей, чтобы завтра провести всё, как игру - ловко и спокойно, но с максимальной отдачей, свободной инициативой, с радостным чувством ответственности.

7. И тогда приложится всё остальное: величайшая активность, смелый маневр, глазомер, стремительность и с вдохновением - в атаку. Ещё предъявлялось требование постоянно проводить праведную, бескорыстную, чистосердечную и честную политику. Прежде всего – христианская, подлинная честь. На всё фальшивое и злое Суворов постоянно отвечал так: Мы - русские, с нами - Бог!. Командующий должен быть впереди. Мужественен. Уверен. С чувством юмора. С утонченной душевностью. С любовью к солдату. Весёлого нрава. На марше - всегда с шуткой, радостью, музыкой и песней.

Таким был этот удивительный человек, по-своему - гений и enfant terrible. Это он на военном совете с австрийцами после длинной, доктринёрски составленной, бюрократически-безнадёжной речи одного генерала вместо того, чтобы возразить, прокричал петухом. Это он после каждого военного учения проводил с солдатами его основательный анализ и заканчивал словами: Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость, победа, слава.

Это ему написал один из знаменитейших англичан - лорд Нельсон: Я знаю, что мои заслуги не смогут равняться с Вашими... Я Вас убедительно прошу никогда не лишать меня дорогого наименования любящего Вас брата и искреннего друга.

Солдат есть прежде всего человек и христианин, он должен верить, любить, за это бороться и потому побеждать. Этим все сказано. Верная формула русской души, русско-православного творческого акта. А помимо этого - живая традиция русской армии, сложившаяся в веках, сначала высказанная Петром Великим, повторенная Румянцевым и Потёмкиным, развитая и доведённая до совершенства Суворовым.

Ильин И.А., Творческая идея России / Собрание сочинений в 10-ти томах, Том 6, Книга II, М., Русская книга, 1996 г., с. 595-598.


Замечу, что И.А. Ильин постарался выявить, говоря современным языком, алгоритмы А.В. Суворова, но он изложил их в типично декларативно-неконструктивной модели. При всём желании применить их на практике – пусть даже частично – нельзя, поскольку:

- эти рекомендации самим Автором текста не проверялись;
- нет связок / переходов межу пунктами;
- где Автору не хватает доводов, он подменяет их эмоционально-религиозным текстом и т.п.

Искусство побеждать как указания солдатам и офицерам по А.В. Суворову.