Наивная картина мира по И.Д. Ертову

«Вместе с летами обнаруживались и склонности животных. И как силы и способности их были различны, то слабые и кроткие вскорости сделались жертвой сильных и свирепых. Молодой тигр, забавляясь ягнёнком, подобно, как дети маленькими птичками, не чувствительно задушил его и по врожденному побуждению захотел отведать его мяса, а узнав, что оно вкуснее другой пищи, начал ловить и других животных для своего насыщения. Таким же образом и прочие хищные звери не чувствительно становились плотоядными. Самый даже человек в забавах своих задушил маленьких животных без всякого о том размышлении, и так же, по врождённому любопытству, употребил их мясо для своей пищи или разорял гнезда и поедал яйца.

Неравенство сил и склонностей животных было причиной развития умственных способностей их. Слабые и кроткие, почувствовав опасность жить вместе с сильными и жестокими, стали от них удаляться. Сильные, напротив того, приметив от сего недостаток в удовлетворении потребностей своих, начали искать убегающую добычу. Первые от беспрестанных нападений на них приучались быть осторожными, последние прибегали к силе, проворству и хитрости, и почти всегда доходили до цели желаний своих. Я не буду входить в подробность сего развития умственных способностей, скажу только, что сие развитие ума не простиралось в животных далее удовлетворения необходимых потребностей и хотя случалось иногда, что хищные звери умерщвляли других животных по одной привычке без всякой надобности, но никогда не могли образовать рассудка своего до такой степени, чтобы покорить даже самых кротких животных под свою зависимость.

Своё превосходство разума исключительно предоставлено одному человеку. Его ласковость побудила кротких животных искать в нем покровительства. Сострадание же человека взялось охранять беззащитных, а самолюбие внушило почитать их наконец своею собственностью: отсюда произошло первая мысль о скотоводстве. Подобно сему и прочие отрасли ума развились по  случаям. Течение Солнца, изменения Луны и другие явления дня и ночи заставили человека замечать время и положили основание астрономии, теплота дня и холод ночи подали мысль о потребности уютного жилища, но не зная ни каких средств к удовлетворению сей потребности первые убежища человека были в частых кустарниках, которые, по мере развития ума расчищались, накрывались листьями или сплетались ветвями и, наконец, превратились в род беседок.

Неравенство в телесном образовании человека было причиной разнообразия в силах и понятиях. Во время любви мужчины большей частью бросались на красавиц, а непригожие оставались без любовников. Одни возгордясь собой, сделались разборчивы в выборе, другие, завидуя успехам совместниц, открыли искусство нравиться. Презренные красавицами мужчины прибегли к насильству любовники становились защитниками, и предмет ссор доставался всегда победителю. Отсюда произошло невольничество женского пола. Мужчины час от часу становились надменнее, женщины покорнее и хитрее. Победители в любви распространили власть свою и на другие предметы. Они отгоняли скот, отнимали плоды и всякие жизненные потребности. Побеждённые, и ограбленные прибегнули к защите, и выдумали средство превосходным числом или искусством побеждать сильного. Сильные, воспользуясь таким же примером и, соберясь по несколько человек вместе, делали набеги и разоряли целые семейства.

Таким образом, человек по природным побуждениям своим, в беспрестанных нападениях и грабительствах успел заразиться многими пороками прежде, нежели открыл в себе понятие о справедливости и, распространяющееся зло заставило, наконец, людей подумать о средствах к пресечению буянства и насилия. Начались суждения в семействах, подавались советы, язык стал образовываться, и показались правила общежития. Правила сии в первобытном образовании своем были просты и ограниченны, соответственно понятием того времени и наблюдались только в своих семействах, но мало помалу стали перенимать их и прочие семьи с таковыми же склонностями, и чем более умножалось число людей, тем более очищались правила, развивались познания, и язык образовывался.

Между тем предприимчивые умы, не повинуясь принятым правилам, возбудили дух раздора и произвели особые партии, из коих каждая захотела жить по-своему. К тому же и самая необходимость заставляла людей небольшими партиями рассеваться по лицу земному. При размножении общества жизненные потребности истощались, и как люди в то время не имели ни каких ещё познаний о земледелии, то и принуждены были для пропитания переменять местопребывание свое, и останавливаться на таких местах, где природа в полном изобилии доставляла им дары свои. Таким образом, род человеческий со всеми приученными к себе животными, разделяясь беспрестанно на партии, с начала вёл жизнь кочевую и разнообразил понятия свои по местным обстоятельствам. Кочующие в лесах и на лугах питались плодами, яйцами и животными, а поселившиеся у берегов довольствовались черепахами, раковинами и рыбами, и как те, так и другие с начала снискивали потребности без дальнего затруднения, ибо все животные, птицы и рыбы. Не быв напуганы людьми, не убегали от них, чему и ныне довольны, и мы видим примеров в описании путешествий по Южному полушарию. Но как скоро все сии животные, приметив опасность быть в соседстве с человеком, стали от него отдаляться, то человек прибегнул к выдумкам, и усовершал искусство промыслов своих по мере опытов и времени. И может быть протекло несколько столетий прежде, нежели человек научился садить семена, плести сети и делать стрелы и луки.

Около сего же времени открылось в человеке много и других познаний. Изобилие сбираемых припасов подало мысль меняться опытами, и положило основание торговли и роскоши.

Выменянные продукты из других обществ заохотили каждого сочлена иметь оные. Открылось прилежание к промыслам и сообщение между обществами. Приобрётенные каждым обществом познания и обычаи перенимались в частных сношениях и, разнообразя понятия, сближали нравы. Но как склонности и способности человека, соответственно телесному образованию, весьма различны, то и произвели в короткое время неравенство в состояниях. Трудолюбивые и предприимчивые вскорости сделались достаточными, а ленивые и беспечные стали нуждаться даже в необходимых потребностях. Первые, будучи искусны и прилежны, доставали более, нежели сколько нужно было для продовольствия, и на излишнее выманивали из всех обществ то, что нравилось или казалось нужным. Последние, напротив того, при малом искусстве и лености едва снискивали дневное пропитание.

Неравенство сие возрастало наконец до такой степени, что бедные начали служить богатым из дневного пропитания, или на других условиях, соответственных тому времени. Богатые же, умножая беспрестанно избытки свои руками бедных служителей, сделались, наконец, роскошными и любострастными празднолюбцами. Дети их, воспитанные в изобилии, произвели собою отличную породу людей нежных и красивых, и которые из них умели воспользоваться  отцовским стяжанием и умножить оное своей предприимчивостью, те сделались вельможами. Они разделили служителей на разные состояния. Одних заставили прислуживать собственно себе, или стеречь любовниц, других рассылали на промыслы, или пасти стада свои, иным поручали мену продуктов, и жили подобно тем королям, каких мы ныне видим на многих островах южного океана: власть их на общество не имела почти никакого влияния.

Между тем познания и искусства от частых сообщений становились общими всем поколениям, и каждый вельможа захотел посылать наемников своих на всякие промыслы, от чего и вышли новые беспорядки. Встреча двух партий на одном промысле, по природной глупости и зависти людей, редко проходила без ссоры, которая оканчивалась по большей части отнятием добычи и кровопролитием. Начальник побитых партий воспламенялись мщением. Они собирали невольников своих и охотников и нападали на неприятелей. Сии не быв предуведомлены, часто бывали побеждены, побиты и ограблены. И как люди в запальчивости своей, особливо в диком состоянии, дерутся без всякого разбора, то нередко в сих битвах погибали целые общества. Таковые набеги и распространяющееся кровопролитие научило наконец, людей быть осторожными. Вельможи на всякий случай окружили себя телохранителями, и тем положили основание военному искусству, а народ для безопасности своей признал вельмож блюстителями общего спокойствия.

Вместе с сим признанием открылись и новые понятия в уме человеческом. Все мысли устремились к общественным учреждениям. Показались законы, обряды и церемонии - и самая вера получила общие постановления. Таким образом, род человеческий, развивая беспрестанно умственные способности свои и при всяком случае открывая новые мысли и правила, достигнул, наконец, до той степени просвещения, откуда начинается история народов. Я не буду следовать за оною во всех изменениях ума человеческого, а замечу только, что данная нам природой  на равнее с прочими животными грубость нрава смягчается по мере просвещения, и распространившееся зло произошло по неопытности человека от ложного о вещах понятия. Все животные, получив ум по законам общего произведения существ, следуют непременному уставу природы. Но мы напротив того, будучи одарены познанием добра и зла и не имея средств без опыта предвидеть всех последствии, руководствуемся свойственною всем животным личной выгодой и правом сильного, которые будучи противны общей пользе, производят всегда завистников и мстителей».

Ертов И.Д., Мысли о развитии ума в человеческом роде, в Сб.: Общественная мысль России XVIII века в 2-х томах, Том 1 / Сост.: Т.В. Артемьева, М., «Российская политическая энциклопедия», 2010 г., с. 673-677. 

 

Поучительно, что как философ-самоучка И.Д. Ертов, в полном соответствии с канонами бытового мышления,  анализирует лишь тот системный уровень, который нагляден, очевиден: отдельных людей.

Малые группы, сообщества людей, их взаимодействия он даже не рассматривает…

Характерно, что в различных версиях современного системного анализа,   требование рассмотреть различные системые уровни изучаемой системы  – обязательный пункт.