Проект российских реформ по Юрию Крижаничу

Юрий Крижанич написал трактат: «Разговоры о владетельстве» или «Политика».

«Изложу главные суждения, высказанные здесь Крижаничем. Сочинение это имеет вид черновых набросков, то на латинском, то на каком-то особом самодельном славянском языке с  поправками, вставками, отрывочными заметками. Крижанич крепко верит в  будущее России и всего славянства: они стоят на ближайшей очереди в мировом  преемственном возделывании мудрости сменяющимися народами, в переходе наук и  искусств от одних народов к другим - мысль, близкая к тому, что высказывали  потом о круговороте наук Лейбниц и Пётр Великий. Никто да не скажет, пишет  Крижанич, изобразив культурные успехи других народов, будто нам, славянам,  каким-то небесным роком заказан путь к наукам. А я думаю, именно теперь  настало время нашему племени учиться: теперь на Руси возвысил бог славянское  царство, какого по силе и славе никогда ещё не бывало среди нашего племени;  а такие царства - обычные рассадники просвещения. […]

… когда Крижанич присмотрелся в России к жизни всеславянских спасителей, его поразило множество неустройств и пороков, которыми они сами страдают.

Сильнее всего восстает он против самомнения русских, их чрезмерного пристрастия к своим обычаям и особенно против их  невежества; это главная причина экономической несостоятельности русского  народа. Россия - бедная страна сравнительно с западными государствами,  потому что несравненно менее их образованна. Там, на Западе, пишет Крижанич,  разумы у народов хитры, сметливы, много книг о земледелии и других  промыслах, есть гавани, цветут обширная морская торговля, земледелие,  ремесла. Ничего этого нет в России.

Для торговли она заперта со всех сторон  либо неудобным морем, пустынями, либо дикими народами; в ней мало торговых  городов, нет ценных и необходимых произведений. Здесь умы у народа тупы и  косны, нет уменья ни в торговле, ни в земледелии, ни в домашнем хозяйстве;  здесь люди сами ничего не выдумают, если им не покажут, ленивы,  непромышленны, сами себе добра не хотят сделать, если их не приневолят к  тому силой; книг у них нет никаких ни о земледелии, ни о других промыслах;  купцы не учатся даже арифметике, и иноземцы во всякое время беспощадно их  обманывают.

Истории, старины мы не знаем и никаких политичных разговоров  вести не можем, за что нас иноземцы презирают.

Та же умственная лень сказывается в некрасивом покрое платья, в наружном виде и в домашнем  обиходе, во всем нашем быту: нечесаные головы и бороды делают русского  мерзким, смешным, каким-то лесовиком. Иноземцы осуждают нас за неопрятность:  мы деньги прячем в рот, посуды не моем; мужик подает гостю полную братину и  «оба-два пальца в ней окунул».

В иноземных газетах писали: если русские  купцы зайдут в лавку, после них целый час нельзя войти в неё от смрада.  Жилища наши неудобны: окна низкие, в избах нет отдушин, люди слепнут от  дыма. Множество и нравственных недостатков отмечает Крижанич в русском  обществе: пьянство, отсутствие бодрости, благородной гордости, одушевления,  чувства личного и народного достоинства. На войне турки и татары хоть и  побегут, но не дадут себя даром убивать, обороняются до последнего  издыхания, а наши «вояки» ежели побегут, так уж бегут без оглядки - бей их,  как мертвых. Великое наше народное лихо - неумеренность во власти: не умеем  мы ни в чем меры держать, средним путем ходить, а всё норовим по окраинам да  пропастям блуждать.

Правление у нас в иной стране вконец распущено, своевольно, безнарядно, а в другой чересчур твёрдо, строго и жестоко; во всём свете нет такого безнарядного и распущенного государства, как польское, и такого крутого правления, как в славном государстве русском. Огорченный  всеми этими недостатками, Крижанич готов отдать преимущество перед русскими  даже туркам и татарам, у которых он советует русским учиться трезвости,  справедливости, храбрости и даже стыдливости. Очевидно, Крижанич не закрывал  глаз перед язвами русского общества, напротив, может быть, даже  преувеличивал наблюдаемые недостатки. Очевидно, и Крижанич - славянин, не  умел ни в чем меры держать, прямо и просто смотреть на вещи.

Но Крижанич не только плачется, а и размышляет, предлагает средства для исцеления  оплакиваемых недугов. Эти средства разработаны у него в целую  преобразовательную программу, которая получает для нас значение более  важное, чем какое могли бы иметь досужие размышления славянского пришельца,  посетившего Москву в XVII в.

Он предлагает 4 средства исправления. Это:

1) просвещение, наука, книги - мертвые, но мудрые и правдивые советники;

2) правительственная регламентация, действие сверху; Крижанич верует в  самодержавие: в России, говорит он, полное «самовладство»; царским  повелением все можно исправить и завести всё полезное, а в иных землях это  было бы невозможно. […]

3) политическая свобода. При самодержавии не должно быть жестокости в управлении, обременения народа непосильными поборами и взятками, того, что Крижанич называет  «людодерством»; для этого необходимы известные «слободины», политические  права, сословное самоуправление; купцам надо предоставить право выбирать  себе старост с сословным судом, ремесленников соединить в цеховые  корпорации, всем промышленным людям дать право ходатайствовать перед  правительством о своих нуждах и о защите от областных правителей, крестьянам  обеспечить свободу труда. […]

4) распространение технического образования; для этого государство должно властно вмешаться в народное хозяйство, учредить по всем городам технические школы, указом  завести даже женские училища рукоделий и хозяйственных знаний с  обязательством для жениха спрашивать у невесты свидетельства, чему она  обучалась у мастериц-учительниц, давать волю холопам, обучившимся  мастерству, требующему особых технических знаний, переводить на русский язык  немецкие книги о торговле и ремеслах, призвать из-за границы иноземных  немецких мастеров и капиталистов, которые обучали бы русских мастерству и  торговле».

Ключевский В.О., О русской истории, М., «Просвещение», 1993 г., с. 369-373.