Крупная цель - как гуманитарный проект России по О.А. Матвейчеву

По мнению О.А. Матвейчева, России нужен аналог Манхэттенского проекта / Manhattan Project – программы США по созданию атомного оружия, принятой в 40-х годах XX века.

«Речь идёт о создании новой отрасли, где мы могли бы быть монополистами. Это, например, как если бы сейчас был 70-й год и я бы говорил об Интернете. Или был бы 85-й год и я бы говорил о создании сотовой связи. Сейчас, в 2005 году, тоже где-то создаётся нечто подобное Интернету или мобильным телефонам, что изменит мир через 10-15 лет. Вот это «что-то» надо найти, инвестировать туда больше других стран и стать законодателями мод в новой отрасли, собрав все сливки». 

Матвейчев О.А., Суверенитет духа, М., «Поколение», 2008 г., с. 253.

 

Автор так обосновывает идею проекта:

«У России и появляется шанс получить европейское и мировое признание! Она должна стать лидером Европы, предложив новую миссию Европы. Вот за что Европа будет ей благодарна! Не заниматься поисками «русских идей», которые невозможны в силу самопротиворечия, а всерьёз предложить миссию Европы. Требуй невозможного - получишь максимум! Ставь надцель - и добьёшься цели!

Такая задача по плечу только философам и поэтам, и, собственно, это исконное призвание философов. Не идеологов, которые придумывают идеологии, а философов; что в феноменологическом опыте дают новую интерпретацию бытия, новую «онтологию». Пожалуй, нынешнее положение России, в котором она поставлена на грани бытия, в котором ей нечего больше терять и не спастись, подражая себе прошлой или кому-то со стороны, способствует тому, что ей ничего не остаётся, как решиться на этот шаг.

Нам нужен гуманитарный «манхэттенский проект»!

Как получается, что та или иная страна становится центром интеллектуальной моды? Есть традиция, завоеванная веками (как у Франции или Германии), есть перекачка мозгов (как у США). Очень часто качество мышления тут не играет особой роли. Века ты работаешь на имя, потом имя века работает на тебя.

Бунюэль говорил, что он лично знает десяток испаноязычных писателей, которые лучше Стейнбека во всех отношениях (его мнению можно доверять). Ну и что? Кто их узнает в их испанском, уругвайском, аргентинском, мексиканском захолустье?

Так и у нас сейчас. В России есть минимум десяток мыслителей мирового уровня, но у мировой интеллектуальной элиты даже не возникнет мысли прочитать или процитировать русских, а у издателей - перевести. Да что могут сделать эти нецивилизованные русские, бывшие марксисты и проч.?

Но при определённой раскрутке, то есть создании школы, переводе на языки, издании, распространении, мы резко впишемся в мировую гуманитарную тусовку. Интеллектуальная элита просто рот разинет, и это может стать сенсацией.

В отличие от рынка хай-тека или рынка мяса, рынок философский имеет малую капиталоёмкость (за два-три миллиона долларов тут можно на весь мир раскрутить даже лошадиный круп).

Какова же ситуация в мировой философии?

Она чрезвычайно благоприятна.

Умерли корифеи постмодерна (Барт, Фуко, Лакай, Делёз, Деррида, Рикер), наследников не осталось, только эпигоны.

Сейчас на весь мир пишут французские интеллектуалы типа М. Сюреа и Глюксмана. Но Сюреа - это просто пижонистый юноша, а если во Франции Глюксман считается интеллектуалом, то мне стыдно за Францию, и легко понять, до чего докатилась Франция!

По сути, кроме Вирильо и Бодрийара (ну, может, ещё Лаку-Лабара, Нанси, Бурдье и Бадью), французам некого предъявить, а эти доживают свой век.

В США в сотый раз запаривают чай витгенштейнианства и философии языка. Самый известный у них - Рорти: с точки зрения философии - это просто «ясельная группа».

В Германии ещё с войны разброд и шатания, они завязли в кибернетике и социологии. Хабермас -  философское лицо Германии, как когда-то создал одну «теорию коммуникативного разума», так с тех пор и отправил мозг на пенсию. В России, по меньшей мере, пяток человек во всех отношениях интереснее Хабермаса.

Даже Славой Жижек или Хомский - наиболее популярные интеллектуалы на планете - это просто публицисты и эпигоны.

Но самое главное в другом! Мир ждёт новой философской моды!

Все ждут нового «изма»!

Постмодернизм явно отходит в прошлое, что вместо него?

Каков новый «изм»?

Вот это и есть великий шанс России, упустить который будет преступлением!

Если мы захватим этот рынок, раскрутим некий новый «изм», то станем самой модной страной: сначала в интеллектуальной элите, а потом и вообще!». 

Матвейчев О.А., Суверенитет духа, М., «Поколение», 2008 г., с. 210-213.