Мышление не есть пользование методом – мнение О.А. Матвейчева

«Что зовёт нас мылить? То, что мы не мыслим, то есть этот разрыв, это устроено не нами. Пропасть можно перемахнуть только прыжком, в противоположность мнению, что мышление есть логика, то есть последовательное строительство мостов от одних утверждений к другим через некие правила вывода.

Если пропасть устраивается тем, что делает нас мыслящими, то пропасть не заштопать и не перешагнуть в несколько маленьких шажков или с помощью неких мостов. В этой связи понятен скандальный тезис Хайдеггера «наука не мыслит». Наука считает, она просто автоматически выводит некие следствия из принятых предпосылок согласно правилам метода. (Последнее утверждение – значительное упрощение – Прим. И.Л. Викентьев). 

Это может сделать и машина, искусственный интеллект.

Мышление же не есть пользование методом, поскольку «мето-годос» в переводе с греческого есть «путь-за-кем-то», колея, однолинейность. Мышление, напротив, есть «годос», то есть торение пути, прокладывание его, постоянные повороты, и никогда не ясно, «что он нам несёт, новый  поворот». Это впрыгивание в новую область исследований для того, чтобы изнутри её добыть быть те или иные основания, предпосылки, основопонятия, на которых, как на фундаменте, уже будет строить своё здание следствий и выводов наука.

Мышление есть в тяге в сущность того, что оно мыслит, это старый тезис феноменологии: мышление интенционально, мышление есть «мышление о». Мышление руководимо из своего предмета (который уже в этом смысле не предмет, так как не есть нечто представленное и поставленное самим мышлением).

Когда портной шьёт костюм, он снимает мерку именно с этого заказчика, со всеми его специфическими особенностями, в соответствии с его профессией, характером, образом жизни, портной принимает во внимание и материал, и цвет, и фактуру, он делает дизайн, ориентируясь на внутренние свойства материалов.

Так и мышление - это всегда ручная работа, причем в гораздо большей степени, чем любое другое рукоделие, так как его предмет, его материал куда более тонок.

Промышленное производство, технология - всегда вторичны, они всегда уже копируют произведенное вручную, и копируют это безвкусно, стандартно, и главное -  никому конкретно не подходит.

Мир техники, по определению, мир копий, мир «вторяка», но это было бы не страшно, если бы он, распространяясь, при этом не рубил сук, на котором сидит, не убивал бы свои предпосылки, не убивал бы оригинальное и изначальное!». 

Матвейчев О.А., Суверенитет духа, М., «Поколение», 2008 г., с. 473-474.


Я должен сказать, что ни философы, ни психологи не смогли предложить в течение XX века ни одной методики творчества, увеличивающей вероятность решения небанальных задач…

 

 

 

Викентьев И.Л., Стратегии креатива